Ладан и лампадное масло

Масло от святых мощей и чудотворных икон пользуется огромным уважением среди богослужебных и церковных атрибутов. Особым почетом пользуется масло от гроба Господня (Киев), Старого и Нового Афона. Масло с Афона настаивается на траве регаль, которая растет на Старом Афоне. Местные жители пьют ее вместо чая и верят в исцеляющие свойства травы.

Но если такого ценного масла нет, то его заменяют лампадным. Можно при родах взять масло из девяти лампад, такое масло называют «Богово масло». Маслом растирают больные места или применяют внутрь.

Практически такими же лечебными свойствами обладают просфоры и ладан, особенно из монастырей. Вторые по силе лечебных свойств будут обыкновенные просфоры из церкви, артос и благословенный хлеб. Артос — это просфора в форме большого позолоченного и раскрашенного хлеба, на краях которого пишется стих: «Христос воскресе?и т.п.», а в середине изображается Воскресение Христово или крест. На Светлой неделе этот хлеб в церкви находится на аналое перед иконостасом. Ежедневно его обносят крестным ходом вокруг церкви, в субботу его окропляют святой водой и раздают верующим. Но по силе просфоре далеко до церковной свечи.

Поставить свечу перед святыми иконами это не только поможет в лечебных целях, обещание поставить свечу перед иконой угодника обычное явление. В этом случае перемешиваются суеверные соображения, идущие от язычества, когда человек общался с богами по методу: ты — мне, я — тебе. Иногда обещают поставить свечу определенного размера и даже формы.

Одним из профилактических средств является использование кусочка воска от пасхальной или четверговой свечи, который навязывают на нательный крест. Иногда венчальные свечи зажигают перед иконами во время трудных родов, также ставят огарки страстных, пасхальных и Богоявленских свечей, все они помогают роженице.

Одним из лечебно-религиозных актов, совершаемых больными, является прикосновение к священным предметам. Результатом веры в святые мощи и чудотворные иконы стала повсеместно распространенная вера в целебность прикосновений к мощам и иконам. Часто эта вера при ее чисто религиозной природе затемняется на каждом шагу суевериями. Касаться раки, где покоятся мощи угодника, к пелене, которая покрывает чашу со Святыми Дарами, к ризе священника, к лентам и крестам на святой иконе, все одинаково свято и обладает целебными свойствами. Но некоторые миряне не стесняются даже погрызть икону при обычной зубной боли.

Еще один интересный исцеляющий акт — это подлезание под раку со святыми мощами или под чудотворные иконы. Это часто можно увидеть во время крестных ходов. До начала хода, по пути следования почитаемой иконы раскладывают больных, детей и взрослых, чтобы над ними пронесли иконы. Иногда это действо охватывает стихийно всех участников крестного хода.

Нельзя не вспомнить еще об одном религиозно-суеверном акте, который по распространенному верованию, содействует благополучному и быстрому окончанию родов. Этот акт — открытие Царских врат в церкви. Этот старинный обычай используют в критических ситуациях, часто просят священника таким образом ускорить роды.

Откликаясь на просьбу, священник отворяет Царские врата (двухстворчатые двери напротив престола — в алтаре), это главные врата иконостаса в православном храме. Они ведут в часть храма, где находится алтарь, и символизируют собой врата рая. С пением «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» или «Милосердия двери отверзи нам, Пресвятая Богородица», присоединяет к сему ектению — это ряд молитвенных прошений, которые составляют основную часть всех богослужений в церкви; возглашается священником или дьяконом, и заканчивается возгласом священника о здравии роженицы. Вера в это средство сильна, и связана с суеверными представлениями (наподобие магии) о значении отмыкания во время родов замков, открывания окон, ворот, дверей, всего лишь усиленная святостью места, где происходит действо. Смысл такой: как открываются двери, так и открываются все «затворы роженицы».

Священнослужители этот обычай объясняют апокрифическим преданием: При рождении Пресвятой Богородицы завеса, которая отделяла святая святых от храма, открылась сама собой, и роды свершились без всяких мучений для Ее матери Анны.

Также получило широкое распространение поминание больного на проскомидии (первая часть литургии) и во время заздравной обедни.

Оцените статью