Народное целительство появилось на Руси еще до
реформ Петра I. Русский народ был лишен профессиональных врачей и обращались к
всевозможным знахарям и бабкам для лечения всех болезней. Но кроме стандартных
методов лечения в те времена (лук, чеснок, баня, водка, мед) был еще и
религиозные методы лечения. В этом методе сочетались верования древнерусского
языческого племени с православными методами лечения.
В религиозных методах лечения болезней много
всевозможных привлекающих идеализаций, поэзий религиозных, вера в то, что
существуют и другие миры, отличные от нашего, и в них свои законы, правила, находящиеся за пределами разума. Это была основная вера, бесхитростная и простая для народа. Иногда происходили чудеса благодаря настойчивой вере народа.
В древние времена священник был самым близким
другом для больного человека, ведь религия занимала высокие места в медицине
тех времен. Есть прямые доказательства таким вещам. Петр Могила указывал
священнику на его обязанности. Он должен был заходить в дом к больным до того
как его позовут. Ободрять этих людей и советы хорошие давать. Так поступал
каждый священник в дореволюционные времена. Но в XX веке таких правил жизни придерживался только
отец Иоанн Сергиев-Крондштадтский.
Чудотворные иконы и мощи святых – это первые
предметы древней медицины, за которыми обращается русский человек. Целебность
мощей и святых икон и вера в это – исключительно русская особенность,
заслуживающая повышенного внимания. Византийская церковь принесла нам первые
знания о мощах святых и чудотворных иконах, но наш народ, продолжив учение,
пошел своим путем, развивая собственную веру, идеализацию.
Святые были спасителями для русского народа,
защитниками от различных бед. Святые были носителями государственной идеи и
учителями, они становились для народа русского богатырями духовными и героями,
и мощи святых, имеющих государственное значение, пользуются большим почтением
(Сергия Радонежского, Феодосия Печерского, Кирилла Новоезерского, Германа и
Сергия Валаамских, Савватии и Зосимы Соловецких, Серафима Саровского и др.)
Многие святые еще при жизни имели славу
всепобеждающего и исцеляющего человека. Таким людям покорялись животные, дикие
звери, физическая сила им была нипочем. Места проживания таких людей
считались святым. Святые делились своей силой, направляли ее в благие дела,
всему миру рассказывали о своей силе. Прикасаясь к различным предметам, земле, воде, деревьям.
Святые имели необыкновенный дар, они могли воздействовать на человека и
исцелять от болезней и недугов. Даже татары поверили в деяния русских святых. Московский
митрополит Алексей в XVI веке проявил желание излечить жену хана, Хайдулу, в Золотой орде.
Не удивляет тот факт, что святые, которых
славил весь русский народ, как при жизни, так и после нее могут исцелять.
Верующие воспевали святых, молили их остаться с ними, тем самым сохранив
чудотворные свойства мощей святых. Могилы юродивых и блаженных подвижников,
которых еще не канонизировала церковь, считают предметом поклонения и
почитания. Могила Александра Меня, не канонизированного, является таковой. Могилы
Петра и Февронии исцеляют больных, и люди их почитают, свято верят в такие
свойства.
Не меньшее значение в жизни людей имеют
чудотворные иконы. Популярность они обрели во время всенародных бедствий,
напастей, в момент, когда они усмиряли и выгоняли врагов с земли русской (1339
год – из под Московия, без каких либо причин, ушел Тамерлан, такое отступление
приписали иконе Владимирской Божьей Матери, которая заступилась за земли наши в
момент, когда ее принесли). Иконы помогали выигрывать народу важные битвы.
В сознании людей до сих пор живет понятие
таких вещей как чудотворные иконы, но мы, конечно, утратили в памяти
исторические моменты, и это не лишает нас сознания и всецелого восприятия таких
вещей. Мы не забываем о таких иконах, имеющих исторические святыни, как Божьей
Матери Казанской, Почаевской, Владимирской, Иверской, Смоленской и др.
На Руси существует еще одно явление, исключительно русское, не менее чудотворные, чем выше описанные. Явление икон –
это найденные иконы на берегу (икона Иверской Божьей Матери, которая «приплыла»
в Новый Афон по морю), или просто поставленные в уединенном месте. Вокруг таких
икон складываются легенды. Они считаются чудотворными. Так как обладают
целебными свойствами и совершают настоящие чудеса.
Вести о такой иконе расходятся довольно быстро
по всем окрестностям. Такие иконы сначала восславляются народом. Простыми людьми
и лишь потом их признает церковь, которая просто освящает то, что исходит из
народной жизни, из ее недр.
Киево-Печорская лавра, Троице-Сергиева, Почаевская лавра, Кирилло-белозерский монастырь, Соловецкий монастырь – места,
где есть мощи святых и чудотворные иконы. Они имеют историческое и всенародное
признание. Во многих городах, селах, деревнях до сих пор есть свои святыни, на
которые приходят паломники и люди, ищущие исцеления от разных недугов. К таким
местам приходят и здоровые люди, давшие обет за себя или своих близких во
время болезни. Наш народ идет в такие места, осознавая
греховность свою и мира в целом, всю боль и горечь утраты близких и родных.
С чудотворными иконами подобная ситуация. Мы
давно понимаем что такие вещи надо чтить и уважать, и простые люди могли
слышать от священников, мирских людей о действии чудотворных икон, о их
необыкновенной силе исцеления, которая довольно часто проявляется в разных
точках мира. Мы верим в чудо, ждем. Оно происходит, если человек по-настоящему
верит в его силу. Больные выздоравливают без медикаментозного вмешательства.
Вот какая сила обета.