Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие — что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит, и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?
Что это такое?
В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно — в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение — отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже — в 5 веке.
В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными. Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь — епитимья это временное отречение, а анафема — вечное (за редкими исключениями).
Можно ли считать ее церковным проклятием? Сами священники уверяют, что нет. Это наказание, призванное показать человеку всю серьезность его проступка.
Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город — чешский Жатец. Причина: поддерживание Яна Гуса и гуситского движения.
Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви
Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема — это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это — очень и очень серьезное решение церкви.
Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?
И не правители, но тоже известные люди
- Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни Дмитрий причислен к лику святых.
- Григорий Отрепьев, позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
- Степан Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
- Емельян Пугачев (анафема — 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
- Лев Толстой. Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
- Андрей Марков, математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.
Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Дарк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.
А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?
- Евграф Дулуман, главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
- Владимир Ленин (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
- Сторонники экуменизма, желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
- Киевский Патриарх Филарет, Предстоятель Украинской православной церкви (в миру Михаил Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
- Глеб Якунин, диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
- Олег Дементьев, журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году, за критические статьи о женском монастыре.
Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви: