Как себя вести, если ребенок не слушается: советы психологов

Непослушание ребенка родители склонны воспринимать как проблему, хотя оно часто таковой не является. Дети имеют право не соглашаться, протестовать, отказываться выполнять то, что им велено, если ущемляются их интересы и желания. Это вызывает у родителей массу негативных эмоций и необдуманных наказаний, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях взрослых и детей и становятся причинами новых проблем.

Суть проблемы

Психологи стараются не употреблять формулировки типа «ребенок плохо себя ведет», а заменяют его «трудным поведением». Имеется в виду, что оно трудное для взрослых — им становится просто неудобно и тяжело управлять малышом, он не выполняет требования старших. Особенность этого понятия заключается в том, что оно очень относительное и субъективное: то, что невыносимо для одних родителей, с легкостью переживают другие.

Поведение почти никогда не является объективно плохим, потому что не несет в себе злого умысла: ребенок только из добрых побуждений разливает воду, отказывается одеваться, размазывает кашу по стене — для него это интересно и увлекательно. Внезапно появляется шокированный взрослый, который его прерывает или заставляет делать что-то другое, и возникает конфликт, в котором правы оба. В результате взрослый криками и грубостью выражает свой гнев, а малыш отвечает на него истериками, пытаясь себя защитить: он не делал и не хотел ничего плохого, а оказался виноват.

Главная проблема ребенка, который не слушается, заключается не в самих его поступках, а в том, что в большинстве случаев он не считает свое поведение недопустимым, потому что не имеет злых намерений, и страдает от негативной реакции родителей, не понимая ее. Но определенные поступки расстраивают маму и папу, и в отношениях между ними возникает напряжение, теряется доверие, и самые родные люди отдаляются друг от друга.

Прежде чем наказывать своего ребенка, нужно вспомнить, что он такой же человек, как и взрослые — имеет свою точку зрения, ощущения и эмоции, но более зависимый, беззащитный и ограниченный в возможностях.

Особенности возрастной психологии

Для различных возрастов существуют свои стратегии поведения с непослушным ребенком, потому что в каждом из них есть свои причины непослушания, связанные с физиологическим и психологическим развитием. Главные различия возрастных групп представлены в таблице.

ВозрастОсобенности и общие рекомендации
2 годаРебенок активно познает мир через действия: двигается, пробует на вкус, пытается попасть куда-то. Он не способен объективно оценивать свое поведение, главный мотив всех его поступков — интерес к познанию.

Задача родителя — много общаться, давать максимум внимания, социализировать и всеми силами постараться уберечь ребенка от серьезных увечий. Все ссадины от падения, ранения, ожоги, возникающие в результате того, что малыш «везде лезет» необходимы ему также, как и рассказы родителей о разных вещах — они формируют опыт и знания ребенка.

Категорически запрещается в этом возрасте наказывать: кричать за «проступки», а тем более применять телесные наказания, лишать ребенка чего-то. Единственный эффект, который это способно принести, — «дрессировка». У малыша выработаются рефлексы и реакции, но понимания и развития не возникнет.

Стрессы от страха быть выруганным приводят к тому, что у ребенка задерживается развитие коммуникативных навыков, и он начинает «понимать, только когда наорешь»

3 годаПримерно в 3 года ребенок переживает едва ли не самый трудный период в своей жизни — кризис 3 лет, сепарации или негативизма. Его сознание впервые открывает для себя, что он и мама — существа разные, которые хоть и всегда рядом, но могут различаться своими желаниями и чувствами. Исходя из этого, малыш начинает все делать сам, но не каждый раз все получается, а родители нечасто ему это позволяют и начинают вторгаться в его пространство. Это вызывает бурю негативных эмоций: ребенок психует, закатывает истерики, дерется, и это может продолжаться часами. Так он отстаивает свои права.

Именно трехлетние дети приносят родителям больше всего дискомфорта в сравнении с другими возрастными группами. Посоревноваться с ними в непослушании могут только подростки.

В этот период необходимо набраться терпения, не давать обратной связи в виде негативных эмоций и постоянно подчеркивать ребенку, что он нужен и любим родителями, как бы себя ни вел. Доктор Евгений Комаровский советует в те минуты, когда малыш кричит, оставлять его одного и возвращаться тогда, когда он успокоится. Так происходит поощрение спокойного поведения и игнорирование истерик. Согласно мнению Евгения Олеговича, это покажет ребенку, что ничего нельзя добиться капризами.

Есть мнения специалистов, расхожие с представленным. Но иногда уйти — единственный способ удержать себя в руках и не сорваться. От того, как малыш преодолеет этот критический период, зависит его дальнейшее развитие

4 года — 5 летВ 4 года кризис 3 лет обычно уже проходит, мир материальных вещей изучен, новым интересом становятся эмоции окружающих. В это время дети испытывают на прочность взрослых, узнают, какие реакции можно вызвать у сверстников, учатся отстаивать свое лидерство или какое-то иное место в коллективе. В этом возрасте они обычно послушные и ласковые, но не во всех ситуациях.

Тактика преодоления непослушания с 4 лет и до подросткового периода выглядит следующим образом:

  1. Обсудить устно, какое поведение считается допустимым и приемлемым в этой семье, а какое нет с обоснованиями на понятном для малыша языке. Ребенок должен согласиться с тем, какие поступки считаются плохими и почему и со способами наказания.
  2. Для большего эффекта — визуализировать правила: нарисовать их на ватмане вместе и повесить на видном месте.
  3. Когда ребенок нарушает установленные совместно правила, выяснить причину, по которой это произошло, напомнить ему и наказать в более мягкой форме, чем он ожидает. Обосновать это тем, что родитель искренне верит, что такое не повторится.

После наказания у ребенка должно остаться чувство, что его наказали справедливо и ни в коем случае не должны присутствовать злость и обида. Можно дополнительно обсудить правило и причины, по которым оно нарушено, при необходимости — усовершенствовать его

6 летВ 6 лет ребенок становится очень социальным — ходит в сад или в школу, на разнообразные кружки. У него формируются свои представления, вкусы, круг общения. Его непослушание чаще всего происходит из-за проблем коммуникации с близкими и в коллективе — он так пытается привлечь к себе внимание и крикнуть о своих трудностях действиями.

Когда малыш в 6 лет и старше стал неуправляем, доверительный разговор с выяснением причин и обстоятельств таких действий обязателен.

Наказывать его нужно по той же технике, которая применяется для 4-летнего ребенка

7 летВ 7 лет к ребенку нужно относиться как к самостоятельной личности, но не переставать его опекать. Поведение его может ухудшаться под влиянием общения с педагогами, детьми из класса, ребятами со двора. Доверие к родителям и получение от них необходимого внимания — главные факторы, которые помогут избежать непослушания и скорректировать трудное поведение
9 летВ 9 лет особенности те же, что и в 7, но круг интересов ребенка расширяется. Стратегия поведения такая же, как и во временном промежутке от 4 до 7 лет
ПодростокПодростковый возраст — один из самых трудных как для самого ребенка, так и его близких родственников. Он уже не маленький, но и еще не взрослый. Первые отношения, разочарования и победы — все воспринимается максимально, «в штыки». Ему нужно помочь преодолеть все трудности, любить его и поддерживать. Жесткие радикальные наказания очень ранят подростков и заставляют их бросаться в крайности с целью доказать свою «независимость»: сбегать из дома, пробовать наркотики, воровать

Ребенку любого из перечисленных возрастов крайне важно получать свой личный опыт, как позитивный, так и негативный: в общении, победах и проигрышах. Задача родителей — помочь в этом и не помешать его развитию своими реакциями на его трудное поведение. Жестокость взрослых приводит к вранью и отдалению друг от друга, поэтому всегда нужно оставаться добрым, любящим и великодушным

Потребности ребенка в любом возрасте

Независимо от возраста, ребенку жизненно необходима уверенность в том, что его родители всегда (даже когда он непослушный и провинился):

  • любят его;
  • помнят о нем;
  • готовы помочь;
  • остаются на его стороне и могут понять его позицию;
  • точно знают, как правильно и нужно что-то сделать, и могут научить его этому;
  • дадут ему информацию о том, что правильно, а что нет и объяснят — почему, доступным для него языком.

Все эти пункты могут обеспечить главное, что нужно ребенку — покой и уверенность в близком взрослом человеке. Если он с легкостью может поделиться своими переживаниями с другими членами семьи, то у него не возникнет эмоциональной необходимости нарушать нормы поведения и привлекать этим внимание родителей.

Кроме того, каждому ребенку необходимо:

  1. Хорошо чувствовать себя — не испытывать страх, не страдать, не делать чего-то плохого, что может расстроить взрослых.
  2. Понимать, что его любят, принимают, восхищаются им.
  3. Достигать успехов в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами.
  4. Получать внимание — чтобы его слушали, понимали,
  5. Быть нужным своей семье при любом поведении.
  6. Точно знать, за что родители будут сердиться или обижаться, — они должны рассказать об этом прежде, чем негодовать, ведь он может не вкладывать в свои поступки негативный смысл.

Продумывать стратегию своего поведения при непослушании ребенка нужно исходя из перечисленных пунктов. Их следует помнить всегда, чтобы не навредить и не помешать малышу развиваться.

Семьи, в которых с детьми много и продуктивно общаются (часто разговаривают, в том числе и о чувствах, открыто обсуждают, что нравится и нет), практически не знают, что такое скандалы из-за плохого поведения. В тех же, где принято ругать, кричать, бить, такие выяснения отношений становятся регулярными.

Причины плохого поведения и его коррекция

Самые распространенные причины, по которым ребенок не слушается:

  1. Дефицит внимания и любви. Ребенок с самого детства усвоил, что его положительные качества и добрые дела воспринимаются как должное, а недостатки и «плохое поведение» вызывают бурю эмоций и слов. Безразличие ведет к замкнутости или попыткам привлечь внимание негативными способами — его не научили действовать иначе своим примером. Поэтому с каждым годом он добивается внимания именно так: спорит, переговаривается, отказывается выполнять просьбы, кричит, ворует, ломает имущество, сбегает — он точно знает, что это сработает.
  2. Война за первенство, если у ребенка родился младший брат или сестра. По сути, это тоже способ добиться внимания и убедиться, что он все так же нужен, как и до появления нового члена семьи. Также в этих условиях ребенок может начать вести себя трудно, если родители чрезмерно давят на него и требуют ответственности в связи с расширением семьи. Но взрослым следует помнить — родить еще одного малыша была их инициатива, а не старших детей, поэтому перекладывать ответственность на них крайне несправедливо.
  3. Трудности в коммуникации со сверстниками. Возможно, ребенка обижают, не признают, не хотят дружить с ним.
  4. Желание сплотить родителей, которые постоянно ссорятся. Подсознание ребенка диктует ему, что они могут объединиться, чтобы справиться с его «плохим поведением».
  5. Проблемы со здоровьем. Это могут быть неврозы, фобии, другие психические расстройства.

Вопреки стереотипному мышлению, ни один ребенок до 7 лет не может делать что-то «на зло». Дело в том, что он еще не способен мыслить так, чтобы понять, что такое «зло» у взрослых.

Стратегия поведения при непослушании

Прежде чем действовать с целью устранить трудное поведение ребенка, нужно точно убедиться, что проблема именно в поведении, а не в субъективном восприятии его действий взрослыми. Дальше — определить причину и дать малышу то, чего ему не хватает: общение, внимание, заботу, любовь.

Советы психологов и подробная инструкция о том, как вести себя, чтобы преодолеть непослушание ребенка и наладить отношения, представлены в таблице.

ЭтапОписание
Честный самоанализ, цель которого — определить, все ли в порядке в отношенияхЭтот этап требует максимальной честности и откровения с самим собой. Именно от них зависит успех процесса исправления. Никто не узнает ответов, они останутся только в сознании мамы или папы и помогут решить ряд других проблем, кроме непослушания и улучшить отношения. Нужно задать себе следующие вопросы:
  1. Уверен ли ребенок, что любим? Фразы: «Брала тебя с собой последний раз», «Уйди с глаз долой», «Видеть тебя не могу», «Я ухожу, а ты как знаешь», «Сядь в своей комнате и не выходи» — вызывают сомнения в том, что маленького человека любят.
  2. Не чувствует ли он, что разочаровывает родителей и не нужен им, когда «плохой»? Фразы, которые способствуют такому чувству: «Все дети как дети, а ты…», «Что с тобой опять не так?», «Я все для тебя делаю, а ты…».
  3. Не показывают ли родители при ребенке свое отчаяние фразами типа «Я уже не знаю, что с тобой делать», «Я с тобой не справляюсь», «У меня больше нет сил на тебя».
  4. Не переносит ли мама ответственность за отношения на ребенка? Фразы-индикаторы: «Ты любишь меня?», «Почему ты не хочешь меня обнимать?», «Я обиделась, ты неблагодарный».
  5. Есть ли кто-то, кого мать ставит выше? Показатель — фразы в его адрес: «Люди смотрят и думают», «Я чуть со стыда перед всеми не провалилась за тебя».
  6. Подходит ли состояние родителя для того, чтобы воспитывать? «Не истощен ли я?», «Не пугаю ли своей агрессией от постоянной усталости?»
Убедиться, что возраст ребенка соответствует желаемым переменамКак бы ни хотелось уставшей маме, а в 2 года по команде собирать игрушки всякий раз, мыть после себя посуду, есть очень аккуратно малыш не способен. Так же как и заниматься с репетиторами по 5 часов в день в 3-5 лет, когда ему нужно много двигаться и играть. Важно точно быть уверенным, что коррекция поведения не отнимет у ребенка счастливое детство, а, наоборот, поможет ему
Наладить отношения в семьеЕсли ребенок начал вести себя плохо после ссоры, развода, рождения младшего брата или сестры, то ему нужно помочь пережить стресс от этого события
Выявление обстоятельств и дополнительных причин, из-за которых возникает неприемлемое поведение, путем наблюдения и откровенных разговоровЧасто, пытаясь искоренить непослушание и плохие привычки ребенка, родители настолько заняты этой «войной», что совсем не общаются с ребенком о главном — его ощущениях и переживаниях. Может, его обижает воспитатель, сверстники, его за что-то высмеивают — это нужно выяснить обязательно
Определение целиДетей, которые бы полностью соответствовали ожиданиям и желаниям старших, не существует, и это прекрасно — не только дома, но и в жизни малыш должен уметь сказать «нет», отстоять свое мнение, справиться с трудностями. «Удобный» ребенок гарантировано будет исполнителем приказов чужих людей.

Необходимо честно проанализировать поведение. Тогда выяснится, что неправильно, с точки зрения родителя, ребенок ведет себя максимум в 20% случаях, но почему-то большую часть своего внимания родители концентрируют именно на них. Целью нужно выбрать 1-2 действия, которые хотелось бы подкорректировать. Если трудно определить, можно в течение недели записывать все, что «не так», потом проанализировать каждый пункт, честно ответить: действительно ли это отравляет жизнь?

Дальше — представить, что должно быть в результате. Подумать, какие плюсы от этих изменений возможны для родителей и детей. Возможно, если ребенок старше 6 лет, обсудить конечную цель с ним, объяснить, почему нужно исправить это качество, спросить, как бы он хотел ее достичь.

Важно избежать ситуации, в которой ребенок не хочет делать чего-то, потому что не видит в этом смысла.

Необходимо учитывать методы, которые применялись раньше, и результаты или их отсутствие

Поиск точки воздействияНачать необходимо с поиска ответа на вопрос: зачем он это делает? Например, воровство может совершаться, если ребенок:

  • не разбирается в вопросе о собственности;
  • ограничен в чем-то, а ему хочется быть наравне со сверстниками;
  • подкупает сверстников, чтобы дружили с ним;
  • хочет привлечь внимание;
  • хочет помирить родителей, объеденив их усилия в борьбе с воровством;
  • имеет невротический синдром, связанный с тревожностью;
  • чувствует безысходность: кто-то вымогает деньги или он наркозависим;
  • просто очень хочет иметь какую-то вещь, но из-за проблем с общением не умеет попросить о ней так, чтобы просьбы увенчалась положительным результатом.

Очень редко, воруя, дети хотят целенаправленно присвоить чужое. Поэтому объяснять что «чужое брать нельзя» — неправильная и слишком примитивная, поверхностная точка воздействия.

Правильную нужно выявить, анализируя своего ребенка. Важно задать себе вопрос «Зачем?» (не «Почему?»)

Объяснение своей позицииДелать это нужно без гневных выкрикиваний и критики. Вместо оценочных фраз «ты плохой, не прав, виноват» говорить о своих страданиях и переживаниях из-за его поступков «мне обидно, я волнуюсь, мне неприятно». Ни в коем случае не шантажировать «из-за тебя я заболею, я тебя разлюблю».

Очень важно на этом этапе учитывать одну особенность психологии ребенка — его напрочь не интересует будущее. Поэтому тирады о том, как помогут через 10 лет знания и навыки, полученные сегодня, — ни к чему. Лучше стать на его сторону, сказать, что знаете и понимаете, почему он так себя ведет, но это не правильно, и можно иначе.

Наказания за нарушенияРекомендуется использовать технику, представленную выше, для наказания детей после 4 лет: обсуждение правил и наказаний — их визуализация — наказание с обсуждением его справедливости
Помощь в освоении новых навыков и стратегий поведенияПомогут только искренние доверительные разговоры, телесная близость (объятия, взгляды в глаза), личный пример (куда действеннее, чем лекции одновременно с противоположным поведением)
Закрепление новых, «послушных» навыковДостижения ребенка нельзя оставлять без внимания, его нужно хвалить и поощрять позитивной эмоциональной реакцией.

Специалисты не рекомендуют поощрять едой и подарками. Их лучше покупать по возможности в обязательном порядке, а в качестве награды использовать комплименты, восторг и веру в успех ребенка

Предложенный алгоритм воздействия на малыша составлен с учетом всех особенностей детской психики и поможет решить проблему, а не замаскировать ее.

В решении проблемы трудного поведения ребенка важнее всего дойти до истинной его причины. При этом никогда нельзя забывать о том, что он нуждается в любви, даже когда «плохой».

Оцените статью