Формирование характера: что влияет на этот процесс?

Характер человека наиболее полно отображает его личностные качества. Он начинает формироваться еще в раннем детском возрасте, и со временем появляются доминантные черты, которые могут замещаться или корректироваться под влиянием различных факторов на протяжении всей жизни. В отличие от врожденных особенностей психики, на характер можно повлиять и изменить его в любую сторону. За то, каким он является, отвечает сам человек.

Что такое характер?

Характером называют совокупность индивидуальных наиболее заметных черт психики личности. Проявляются они в ежедневном поведении, реакциях на вешние и внутренние раздражители. Формируется он в раннем детском возрасте на основании врожденных, генетически передаваемых от родителей психических особенностей, называемых темпераментом.

В психологии выделяют 4 типа темперамента:

Тип темпераментаОсновные проявления
Сангвинический
  • скорость мышления и действий;
  • общительность и открытость;
  • эмоциональность (но возникающие эмоции неглубоки);
  • жизнерадостность и оптимизм
Холерический
  • возбудимость;
  • очень быстрые движения и действия;
  • неуравновешенность;
  • быстрый интерес к чему-то, который так же быстро угасает;
  • резкие перепады настроения
Флегматический
  • медлительность;
  • способность концентрироваться;
  • терпеливость, усидчвость;
  • стремление всегда все доводить до конца;
  • медленное, но продолжительное запоминание
Меланхолический
  • медлительность;
  • быстрая утомляемость;
  • эмоции, которые возникают медленно, но отличаются глубиной;
  • низкая способность адаптироваться к новой обстановке

Специалисты утверждают, что «чистых» типов темперамента не существует и каждая личность имеет черты нескольких с одним доминантным. В процессе формирования характера наиболее проявляемый тип темперамента способен сменяться другим, менее выраженным ранее.

Существует много теорий касательно этапов становления характера, но все психологи сходятся во мнении, что он начинает формироваться с рождения — ребенок наблюдает за поступками окружающих его взрослых и перенимает эти манеры поведения.

Черты характера, которые формируются первыми:

  • доброта и способность к сочувствию или эгоизм;
  • интерес к окружающим или безразличие;
  • открытость и желание общаться или замкнутость в себе;
  • аккуратность или неряшливость;
  • трудолюбие или лень.

Пик становления выпадает на возрастной период от 2 до 9 лет — тогда человек, помимо подражания взрослым, начинает проявлять свою индивидуальность. Черты, которые появляются в этом возрасте:

  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или склонность бросать незаконченные дела;
  • трудолюбие или лень.

Дополняются и корректируются они на протяжении всей жизни, особенно в такой важный этап психологического развития, как переходной возраст.

Что влияет на формирование характера, кроме физиологии?

Факторы, способствующие формированию характера, тесно связаны с влиянием на человека окружающих:

Возрастной периодФакторы и условия формирования Особенности возрастной психологии
0-3 года
  • любовь и внимание родителей;
  • отношение взрослых к ребенку;
  • отношение взрослых друг к другу;
  • оценка действий ребенка
Все дети испытывают жизненно важную потребность в защите и любви своего взрослого — как правило, мамы. Если они получают достаточно ее внимания и любви, к шести месяцам формируется очень важная категория — доверие к окружающему миру. Именно оно является обязательным условием дальнейшего формирования личности и нормального возрастного развития психики.

Если ребенок:

  • не уверен в том, что любим и его всегда защитят;
  • получает мало внимания, потому что родители заняты собой и своими отношениями;
  • постоянно находится в тревожном состоянии из-за криков, скандалов и расстройств матери,

то с большой вероятностью он будет замкнутым, не уверенным в себе и постоянно ищущим поддержки в старшем возрасте

3-6 лет
  • социальное окружение — кем воспитывается ребенок, ходит ли он в сад или другие учреждения, в которых есть детский коллектив;
  • оценивание ребенка взрослыми;
  • обучение в социальных институтах
Согласно возрастной психологии, одним из самых важных периодов развития личности является кризис 3 лет, негативизма или сепарации. В это время дети начинают осознавать, что они — отдельные от мамы существа. Они пытаются все делать самостоятельно, протестуют против всего и часто устраивают истерики.

От того, как будут вести себя люди из ближайшего окружения, будет зависеть формирование черт характера:

  • если капризы и истерики ребенка подавлять, он будет меньше доверять своим родителям и окружающим, его самооценка станет ниже и он будет склонен проявлять агрессию к тем, кто его слабее: младшим детям, животным;
  • если терпеливо переживать вспышки кризиса 3 лет, уверять ребенка, что он любим и мама с папой его понимают и поддерживают, то этот этап быстро и успешно преодолеют все члены семьи, а ребенок будет расти уверенной себе личностью, способной к сопереживанию и поддержке окружающих;
  • если говорить малышу, что «ты мне такой не нужен», «капризного не люблю» и подобное, то у него сформируется стойкое представление, что он заслуживает любви лишь тогда, когда «хороший», это чревато синдромом отличника и чрезмерным перфекционизмом.

С 3 лет, когда ребенок начинает идентифицировать себя как отдельную личность, ему становится необходим социум — общество других детей. Если он этого лишен, то не обучается взаимодействовать с другими людьми: отстаивать свои права, проявлять симпатию, делиться, заводить дружбу. В результате, развивается инфантилизм, неуверенность в себе, трусливость.

Если ребенок попал в социальную группу, особое внимание следует уделить тому, как с ним общается педагог: негативные высказывания в сторону его особенностей и достижений сказываются на самооценке.

6-9 летДо 6 лет у детей сохраняются те черты характера, которые поощрялись взрослыми и за которые его высоко оценивали.

Ребенка в возрасте до 9 лет нельзя критиковать и ругать за то, к чему он прилагал усилия, старался и действовал с добрыми намерениями.

Наказывать детей можно с того момента, когда они осознают причину наказания, по такой схеме:

  1. Совместно с ним составить правила, обосновать их и удостовериться, что он с ними согласен.
  2. Сказать, что будет, если он их нарушит, его одобрение такой санкции обязательно.
  3. Когда ребенок нарушает правило, напомнить ему о договоре и наказать.

Если ребенок не понимает, за что его наказывают или ругают, у него формируется злость, агрессия и лживость от страха говорить правду

9-15 лет
  • самооценка, которая сформировалась ранее;
  • средства массовой информации, интернет;
  • оценки школьников из окружения;
  • оценки посторонних людей;
  • личный пример взрослых, которым доверяет ребенок;
  • книги;
  • культурный и социальный уровень семьи
Большое значение в формировании характера играет процесс обучения. Когда удается заинтересовать и увлечь его, появляются такие черты характера, как ответственность, усидчивость. Постоянное поощрение его успехов и помощь в преодолении неудач развивают уверенность в себе, желание доводить дело до конца, устойчивость к критике. Переходной возраст психологами трактуется как трудный, потому что это этап перехода личности с детства к взрослой жизни. В это время человека важно поддерживать, понимать и дать ему необходимое внимание. Критиковать нужно конструктивно и аргументированно, но с учетом знаний и опыта подростка. Взрослым необходимо контролировать источники информации, которыми пользуется ребенок от 11 до 15 лет: социальные сети, книги, фильмы и сайты. Но контроль этот нужен не для запретов, а подробного разъяснения всего, что подросток может не понимать или понимать неправильно. Чтобы привить любовь к учебе и трудолюбию, нужно собственным примером показать, почему это важно. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он стал интеллектуалом и интеллигентом, если родители ведут аморальный образ жизни, не читают книг и не развиваются сами
С 15 летКроме всех факторов, влияющих на формирование характера в ранние периоды, добавляются события из жизни и то, как они сказываются на эмоциональной сфере человекаПосле подросткового возраста у человека формируется мировоззрение и основные жизненные ценности. К 20 годам он условно определяется со своей деятельностью. От того, нравится ли она ему, приносит ли радость и удовлетворение, ценится ли она, зависит появление таких черт характера, как:

  • зависть — если он чувствует себя хуже и менее успешнее других, то будет им завидовать;
  • злость — ее провоцирует необходимость делать что-то против собственной воли;
  • целеустремленность — если ему все нравится, то человек будет достигать своих целей, преодолевая многие преграды;
  • пассивность — возникает вследствие рутинной работы и неудачно сложившихся отношений в коллективе.

Первый опыт отношений тоже отображается на характере — чем успешнее он, тем открытие и дружелюбнее человек. Если он был неудачным, но девушка или парень получили поддержку, то с большой вероятностью эти события пройдут без негативного влияния на личность.

Сильные эмоциональные потрясения влияют на характер, чаще после них человек становится более замкнутым. Чтобы этого избежать, нужно прилагать незаурядные усилия и, при необходимости, прибегать к помощи специалистов

Психологи утверждают, что в любом возрасте на формировании характера человека сказываются эмоции, которые он переживает — чем они позитивнее и ярче, тем больше положительных качеств будет иметь человек. Страх, обида, злость, зависть и ненависть способствуют развитию негативных черт: недоброжелательность, сквернословие, агрессивность, вспыльчивость и другие.

На формирование характера в любой возрастной период влияют:

  • идеология в обществе;
  • условия жизни: материальное положение, социальный статус, спокойная обстановка;
  • образ жизни — люди, злоупотребляющие алкоголем и наркозависимые разрушают психотропными веществами свою нервную систему, что чревато такими чертами, как вспыльчивость, безответственность, склонность к агрессии. Сторонники здорового образа жизни отличаются дисциплинированностью, ответственностью, пунктуальностью.

Можно ли изменить характер?

Характер — понятие динамическое и поддающееся коррекции, в отличие от темперамента. Взрослый человек способен развивать в себе те или иные качества с помощью:

  • самоанализа и самокритики — искренней оценки себя и своих действий;
  • самодисциплины — когда с помощью правильной мотивации удается заставить себя делать что-то, заставляющее выходить из зоны комфорта для достижения больших целей;
  • самообразования — развития в себе стремления постоянно узнавать что-то новое;
  • общения с разными людьми — оно значительно повышает самооценку и позволяет раскрыть новые качества.

Черты характера связаны с мышлением и ценностями человека. Чем шире его кругозор и чем больше способностей смотреть на ситуацию под разными углами зрения, тем пластичнее характер.

Оцените статью