Причины возникновения и типы амбивалентности в психологии, ее проявление в отношениях

Амбивалентность — двойственное отношение к предмету (объекту), характеризующееся возникновением противоречивых мыслей и чувств. Можно любить человека и ненавидеть за измену или предательство, испытывать нежность к ребенку и злиться на него за плохое поведение, радоваться успеху друга и завидовать его достижениям. Эти взаимоисключающие эмоции уживаются в одной личности, вызывая внутреннюю борьбу противоположностей, что находит отражение в поведении и проявляется через поступки человека.

Определение понятия

Противоположные чувства зарождаются у личности вследствие многогранности окружающего мира и разнообразия его собственных потребностей и желаний. Предметы и явления могут заинтересовать или оттолкнуть, вызвав одновременно положительные и отрицательные эмоции. Такое восприятие не является патологией.

Зигмунд Фрейд отмечал, что двойственное отношение субъекта к объекту до определенных границ считается нормой. Он рассматривал эти проявления как глубинные противоположные побуждения, заложенные в человеке от рождения. Повышенная степень проявления противоречивых чувств у индивида считается невротическим состоянием.

Определение амбивалентности рассматривается с разных точек зрения:

  • в психоанализе — это сложный набор чувств, испытываемых человеком в отношении кого-либо;
  • в психиатрии — это полная смена отношения субъекта к объекту, проявляющаяся периодически (человек переходит от одной крайности к другой).

Типы амбивалентности

В начале XX века швейцарский психиатр Э. Блейлер ввел термин «амбивалентность». Это понятие он поделил на три типа:

  1. Эмоциональная. Проявляется в противоречивых эмоциях. Человек одновременно испытывает негативные и позитивные чувства в отношении другого индивида или события. Распространенный пример — это взаимоотношения родителей и детей, супругов.
  2. Волевая. Характеризуется двойственностью реакций и действий субъекта. Обстоятельства ставят перед выбором, а человек колеблется и не может принять решение, на каком варианте остановиться.
  3. Интеллектуальная. Заключается в чередовании противоречивых мыслей, появлении взаимоисключающих идей.

К. Г. Юнг, основатель аналитической психологии, описывал двойственность так:

  • наличие положительных и отрицательных эмоций при восприятии объекта или явления;
  • проявление интереса сразу к нескольким предметам или событиям, непостоянство;
  • универсальность (присуща большинству проявлений во внешнем мире).

Умеренные проявления амбивалентности без патологии психологи считают признаком зрелой личности.

Причины возникновения

Сама природа человека двойственна, как и окружающий мир. Для всего существует противоположность: белое и черное, верх и низ, жара и холод. Суть проблемы не в том, что в людях уживаются противоположности, а в наложении противоречивых эмоций друг на друга и их противоборстве.

Нерешительность, низкая самооценка и инфантилизм ведут к проявлению противоречивых состояний. Причина кроется в неспособности делать выбор и принимать решения. Она заложена в подсознании, и человек не всегда это понимает. Однажды совершив ошибку, он боится потерпеть неудачу. Возникает внутренний конфликт: «хочу иметь — не могу иметь», «хочу сделать — не могу сделать».

Другая причина — страхи, большинство которых необоснованны. Страх перед ответственностью, закрепляющий чувство неуверенности в себе. Страх одиночества, часто побуждающий человека жить с партнером, который не соответствует ожиданиям. Разочарование и длительное пребывание в стрессовой ситуации становятся причиной переживаний, возникновения внутренних противоречий.

Амбивалентность в отношениях

Двойственность чувств и эмоций присуща людям независимо от возраста. Ее проявление в отношениях зависит от состояния психики человека. В норме противоположности сбалансированы.

Варианты проявления амбивалентности в отношениях:

  • Родители и дети. Детскую противоречивость в отношениях с родителями можно обозначить фразой: «назло мамке уши отморожу». Ребенок, несмотря на любовь к родителям, иногда готов совершить проступок, который их огорчит, даже в ущерб себе. Этим он пытается выразить протест родительским требованиям. Любящие мать и отец, в свою очередь, могут накричать на ребенка и наказать его, а после испытывать сожаление.
  • Супруги. Один из партнеров любовного союза способен причинить боль другому и вызвать в нем негативные чувства. Партнер, испытывая отрицательные эмоции, продолжает любить свою половинку. Ревность супругов порождает несогласованные мысли и действия (хотел сделать приятное, а взял и нагрубил). Бывает, спустя несколько лет совместной жизни, муж и жена начинают раздражать друг друга, испытывают злость и гнев, порой и ненависть, но это не мешает им проявлять заботу.
  • Друзья. Если приятель не выполнил обещание или подвел, то радость общения сменяется разочарованием и досадой. Человек хочет сохранить дружбу, но этому мешает обида. Утрата доверия усиливает противоречивые чувства. Аналогичная ситуация возможна, когда две девушки общаются с детства, но одна из них выходит замуж, а у второй нет достойного кандидата. Последняя будет радоваться за подругу, и желать ей счастья, но при этом ощущать чувство зависти. Не редкость, когда люди умеют проявить сочувствие и оказать помощь, но испытать радость за чужой успех им гораздо сложнее.
  • Коллеги. Отношения в коллективе занимают значительное место в жизни людей. Каждый человек обладает собственным набором черт характера, которые могут нравиться или, наоборот, вызывать раздражение. Кого-то очень ценят за трудолюбие и ответственность, но не любят за неряшливый вид. Один вызывает чувство уважения за острый ум и гениальные идеи и, одновременно, отторжение из-за его заносчивости. Другой радует своим оптимизмом и чувством юмора, но раздражает болтливостью.

Порой даже малознакомые люди вызывают смешанные эмоции (желание пообщаться и избегание контакта).

В любых отношениях важно сохранять доверие и уважение, научиться рассказывать о своих чувствах и находить компромиссы.

Чувства и эмоции, их появление и выражение зависят от ряда индивидуальных аспектов личности. Выделяют следующие формы амбивалентности:

  • Амбивалентность в привязанности к родителям. Этот вид может возникнуть в детстве, объединяя любовь к родителям и страх не получить одобрения. Излишняя строгость и требовательность по отношению к ребенку, недостаток внимания к его нуждам и отсутствие тепла способствуют проявлению двойственности.
  • Амбивалентность мышления. В этом случае происходит совмещение противоположных понятий и убеждений, сопровождающееся появлением антагонистичных мыслей. В психологии подобное раздвоение определяют как сдвиг в процессе формирования абстрактного мышления.
  • Амбивалентность сознания. Считается признаком психического отклонения. Проявляется сосредоточением человека на конфликте своих убеждений и разногласиях между собственными оценками происходящего, опирающимися на личный опыт, и реальными обстоятельствами. Сопровождается тревожностью, наблюдаются фобии и навязчивые состояния.

Методы коррекции

Полярность чувств заложена в человеке с рождения и является одним из психологических параметров. В процессе становления личности большое влияние оказывают внешние факторы, вызывающие определенные реакции. Умеренное проявление амбивалентности в коррекции не нуждается.

Если нет внутриличностного конфликта, то человек не придает значения двойственности. Чередование эмоций происходит в основном бессознательно. Мыслительный процесс при этом не останавливается. Лишь когда мысли начинают противоречить, возникает внутренний конфликт, и положительную эмоцию заменяет отрицательная. Определенные внешние раздражители (люди, обстоятельства) формируют конкретные реакции на происходящее.

Заметив, что мысли сопровождаются эмоциями, которые побуждают к действию, человек может сам корректировать свое состояние. Для этого важно научиться:

  • контролировать мысли и понимать причины их появления;
  • управлять своими эмоциями;
  • не бояться принимать решения, даже при возникновении сомнений;
  • брать ответственность за свои действия.

Состояние амбивалентности — подсознательный процесс, и не всегда осмысливается человеком. Некоторые черты характера могут повлиять на эффективность коррекции — спокойное отношение к двусмысленности, хороший уровень интеллекта, искренность и намерение решить проблему.

Необходимость в психокоррекции возникает в случае выраженной двойственности, которая сопровождается неадекватными реакциями на происходящее и вызывает трудности в общении. Тогда требуется помощь психотерапевта.

Обычно используют психоанализ. Специалист определяет причину возникновения и тип амбивалентности, подбирает способы воздействия и продолжительность лечения. Отдельно рассматривается уровень самооценки и проводится коррекция, влияющая на эмоциональную сферу человека. Важно помнить о пограничности состояний нормы и патологии и своевременно обращаться за помощью, чтобы не допустить расстройств психики.

Оцените статью