Не хочу учиться! Всем родителям мира знаком этот капризный возглас Митрофанушки из пьесы Фонвизина. Но что же делать, если горячо любимое чадо не просто заявляет об этом во всеуслышание, а и систематически отлынивает от учебы?
Для начала стоит определиться с причинами подобного поведения. Можно выделить два основных направления: сам ребенок и его окружение.
Окружение, в свою очередь, имеется как в школе, так и дома. И если со школой все, как правило, понятно (качество школьной программы, квалификация учителей, классный коллектив), и в случае необходимости ее можно сменить, то домашнее окружение сменить нельзя — родителей не выбирают. Родители могут совершать несколько ошибок, пытаясь заставить чадо учиться: они ужесточают контроль, отнимают удовольствия, даже прибегают к физической силе. Чадо в ответ на эти попытки, как правило, реагирует вяло, а то и вовсе игнорирует, продолжая гнуть свою линию: прогуливать, красть карманные деньги, угрожать судом в ответ на физическую расправу.
И, как ни странно, ребенок в этой ситуации прав, потому что все эти методы — лишь способ устранить симптомы. Причина же «заболевания» лежит глубже. Дело в родительском образе жизни и соответствии их задаваемому ребенку идеалу. Если родители твердят о необходимости высшего образования как залога успеха, и при этом зарабатывают хорошие деньги, не имея оного, ребенок плюнет на такие рекомендации. Если родители таскают чадо по всевозможным секциям и кружкам, а сами не интересуются ничем, кроме просмотра сериалов и социальных сетей, ребенок не станет интересоваться учебой.
И, конечно, если родители не будут вообще хоть как-нибудь подавать правильный пример, дитя никогда не сможет у них этому научиться. Весь его характер и привычки станут кривым зеркалом родительских недостатков. Бывает, конечно, что причина нежелания учиться скрывается в ребенке. Она называется лень.
Лень как отсутствие внешней мотивации происходит от окружения, но случается обычная склонность к душевному тунеядству. Телевизор, компьютер, обилие информации, часто совершенно не предназначенной для детей, — все это сбивает детей с толку, воспитывает неправильные ценности и сбивает ориентиры, так что ребята часто не могут понять, что хорошо и что плохо. Ситуация, как правило, осложняется родительским равнодушием и — чаще — равнодушием окружения в школе. Как же бороться с «митрофанушками» наших дней?
Есть несколько способов, один интереснее другого. Во-первых, обкатанный веками метод кнута и пряника. Если дитя не желает учиться, а для его родителей образование является мерилом всех вещей, его нужно просто заставить. Если применять систему поощрений и наказаний с определенной толикой воображения, можно будет добиться высокой успеваемости, а также благодарности от подросшего (сильно подросшего) ребенка. Во-вторых, можно прислушаться к конкретным жалобам ребенка: в конце концов, и программы специальных школ, и общеобразовательная программа подходят не всем одинаково. Возможно, причина нежелания учиться в непрофессионализме учителей, в отношениях в классе, в форме подачи материала.
Стоит сменить одну из перечисленных составляющих, и ситуация может в корне измениться. В-третьих, нужно пристально следить за своей жизнью, наполняя ее тем, что бы вы хотели, чтобы наследовал Ваш ребенок. В конце концов, у орла не рождаются поросята, и если вы хотите воспитать зрелую личность с широкими интересами и веером талантов, вам стоит хотя бы попытаться стать чем-то подобным. Ну, по крайней мере, слезть с дивана.
И напоследок запомните, что учеба в школе — еще не все. Вспомните себя в возрасте вашего ребенка, вспомните, как Вам не хотелось учиться — и Вы осознаете, что не ученьем единым жив человек. Возможно, Вашему чаду требуется обыкновенная передышка — физическая, эмоциональная, интеллектуальная — возможно, ребенок просто устал от учебы. Дайте ему отдохнуть душой и телом, помогите отвлечься, поищите вместе с ним что-то, ему интересное. И тогда все у Вас получится.