Досуг современной женщины

Современная европоцентристская цивилизация основана в экономическом плане на двух китах: на массовом производстве и массовом потреблении. Индустрия развлечений — одна из самых бурно развивающихся отраслей с товаром высокой «ликвидности». Будущее любого общества, желающего развиваться по европоцентристскому сценарию, зависит не только (а опыт некоторых стран показывает, что и не столько) от динамики роста сферы производства, но все в большей степени — от объемов потребления, в первую очередь, услуг и развлечений. И женщинам современная цивилизация в сфере потребления товаров и услуг отводит партии скрипок.

Минимальное необходимое условие для проведения досуга — наличие свободного времени. Посмотрим, каким досугом обладают наши сограждане. Почти 40% женщин и 18,4% мужчин в будний день могут рассчитывать лишь меньше чем на 1 час свободного от работ и забот времени. От 1 до 3-х часов досуга дарит судьба в будний день каждой третьей женщине и каждому второму мужчине. Просторные 4-6 часов имеют в будний день на отдых и развлечения 14,6% женщин и 21,6% мужчин. И, наконец, более, чем 6-тью часами свободного времени в самый обычный будний день располагают 8,1% женщин и 5,9% мужчин.

В воскресный день структура распределения свободного времени еще более благоприятная. Но даже в воскресенье 15% женщин и каждый десятый мужчина так заняты, что на досуг им остается не более 1 часа. От 1 до 3-х часов досуга могут позволить себе 28,1% представительниц слабого и каждый пятый представитель сильного пола. 23,8% женщин и 28,6% мужчин располагают в выходной день 4 — 6 часами свободного времени. Четвертую и более часть суток отдыхают в воскресенье 31,2% женщин и 40% мужчин.

Из приведенных цифр видно, что женщин, испытывающих острый дефицит свободного времени в будний день, в 2 раза больше, чем мужчин, а в воскресный день — в 1,5 раза больше. Ясно, что на фоне больше отдыхающих мужчин у женщин может возникнуть ощущение перегруженности домашними делами. Структура досуга женщин невыгодно отличается от мужской. Женщины, испытывающие дефицит свободного времени, в 1,5-2 раза больше, чем мужчины. Это может создавать неблагоприятную атмосферу протекания супружеской жизни, поскольку поводом для недовольства, как правило, становится не объективное наличие большего или меньшего количества дел, а субъективное отношение к своему реестру проблем на основе сравнения с заботами другой стороны.

Этим объясняется тот парадоксальный, на первый взгляд, факт, что сегодня женщины чувствуют себя перегруженными домашними делами, несмотря на то, что по объективным показателям, если сравнивать с номенклатурой дел городской или сельской жительницы еще 30-50 лет назад, хозяйственно-бытовых обязанностей у современной женщины стало значительно меньше.

К тому же у современной женщины, как правило, в наличии имеется стандартный набор облегчающих и ускоряющих ее домашний труд машин. Разгадка в том, что у современных мужчин домашних обязанностей стало еще меньше, а женщины получают невыгодное представление о своей семейной загруженности на основе сравнения со своими мужьями, а не с бабушками.

В следующем фрагменте мы расскажем о том, как женщины пользуются возможностями, предлагаемыми нашим обществом, для наилучшего проведения оставшегося от работы в общественном секторе и в домашнем хозяйстве свободного времени. Часть из них уже была упомянута вкратце в предыдущем параграфе. Речь идет о пользовании услугами парикмахерских и ателье индивидуального пошива. Мы посчитали необходимым включить эти две услуги в параграф, посвященный хозяйственно-бытовой сфере жизни, однако мало кто будет спорить с тем, что для представительниц прекрасного пола (в отличие от мужчин) сделать прическу и заказать новую одежду представляет собой не столько бытовые обязанности, сколько приятное отвлечение от них.

Итак, на первом месте по степени популярности среди женщин оказалась кладовая знаний и прочей информации — библиотека, которую еженедельно посещают 6,9% женщин (7,6% мужчин); не менее 1 раза в месяц — 14,2% любознательных представительниц прекрасного пола; несколько раз в год — еще 21,9% женщин (14,1% мужчин). Влечение к развлечениям (прошу извинить за нечаянный каламбур) в кафе и ресторанах — вторая по распространенности страсть наших соотечественниц. Каждая десятая участница опроса посещает кафе и рестораны не менее 1 раза в месяц (среди мужчин такую интенсивность обнаружили 13,5% опрошенных), и еще четверть женщин могут позволить себе отдохнуть в кафе или ресторане по меньшей мере раз в год.

В итоге примерно треть с той или иной степенью интенсивности бывают в «злачных» местах. Ясно, что желание появляться в многолюдных и веселых местах обуревает в первую очередь незамужних женщин и неженатых мужчин: среди них 15,6% — еженедельные завсегдатаи кафе и ресторанов; 22,1% бывают здесь не менее раза в месяц, а остальные 24,7% свободных от семейных уз мужчин и женщин захаживают в «злачные» места лишь несколько раз в год. Среди обремененных семьями участников опроса в кафе и ресторанах как минимум раз в год бывают 27,9% респондентов обоего пола.

На третьем месте, что вполне логично, — удовольствия, связанные с телом, — сауна. Хотя сауна и считается мужским развлечением, однако, и женщины ненамного им уступают, судя по итогам опроса. Всего хотя бы раз имеет возможность погреться сухим паром каждая пятая женщина и 28,6% мужчин. Примерно столько же женщин не менее раза в год ублажают душу театром. Мужчины ходят в театр несколько реже, — лишь в 16,2% случаев. Зато мужчины чаще ходят в театр. Среди женщин самый демократичный после телевидения вид развлечений предпочитают 19,2% участниц опроса. В музеях, хоть и редко — всего несколько раз в год — но все же бывают, по их собственным словам, 18,1% женщин и 16,2% мужчин.

Дискотека популярна у 15,3% женщин и 13% мужчин. Фору семейным и здесь дают те, для кого актуальным остается поиск брачного партнера. Среди незамужних женщин и неженатых мужчин хотя бы несколько раз в год посещают дискотеки практический каждый второй участник опроса, не состоящий в официальном браке. Добропорядочные супруги испытывают потребность вспомнить на дискотеке свою бурную молодость лишь в 5,8% случаев.

Бассейнами, хотя бы изредка, балуют себя 14% женщин и 16,3% мужчин, причем 4,6% представительниц слабого пола стараются заниматься этой полезной во всех отношениях процедурой не менее 1 раза в месяц. Развлекаются с огромной пользой для здоровья на стадионе и в гимнастических залах 13,4% представительниц прекрасного пола и почти в 2 раза больше сильного пола. Правда, семейные мужчины и женщины в 2 раза реже занимаются активным спортивным отдыхом, чем не обремененные семьей участники опроса. Стоит также заметить, что в группе опрошенных, в целом удовлетворенных своей интимной жизнью, процент посетителей стадионов и гимнастических залов оказалось в 1,5% раза больше, чем среди сексуально неудовлетворенных респондентов.

Оцените статью