Возникновение и развитие психологии

Психология — это наука о закономерностях функционирования и развития психики. Объектом изучения в психологической науке может быть не только психика человека, как части социума или как конкретного индивида, но и других живых существ.

Взаимодействие всех живых существ с окружающим их миром осуществляется при помощи особого рода психических состояний и процессов. Эти особые состояния и процессы неотделимы от физиологических процессов, которые протекают в организме, но не сводятся лишь только к ним.

В течение многих веков эти загадочные и удивительные явления обозначались одним общим термином «душа» и обозначались порождением высшей сущности, порождением самого Бога. В воззрениях древних людей душа представлялась и истолковывалась анималистическим объектом, то есть как особая бесплотная сущность, которая вселяется в тело человека при рождении. Но уже великий ученый древности Аристотель предложил интересную трактовку души как возможного способа организации живого тела, а также его поведения. Это послужило мощным стимулом к началу развития научных взглядов в области психики и психологии на Западе.

Психология, возникнув как раздел или отрасль философской науки, на протяжении более чем двух тысяч лет была неразрывно связана с ней, являлась частью этой науки. За это время в рамках философии было сформировано и накоплено очень большое количество знаний о различных психических состояниях и процессах, исследовались процессы познания и восприятия окружающего мира, механизмы развития психических явлений, эмоциональные и интеллектуальные процессы, были попытки сделать точную типологию людей.

В медицинской науке, в отличие от философии, психическое исследование непременно сводилось к биологическим основам и физиологической структуре организма изучаемого. Также многие знания о психики и психологии были накоплены в астрологии, или в так называемых оккультных науках.

В общем, формирование, развитие и накопление знаний о механизмах функционирования и природе психики шло в двух основных направлениях: во-первых, теоретическом и, во-вторых, эмпирическом (опытном). Это привело к тому, что во второй половине 19 века психология стала самостоятельной наукой. Возникновение психологической науки (научной психологии) тесно связано с именем выдающегося ученого В.Вундта, которым в 1879 году была создана крупнейшая психологическая школа того времени, и которая называется структуралистской. С тех пор началось быстрое развитие психологической науки, которое успешно продолжается и по настоящий момент.

Так, например уже в конце 19 — начале 20 века появилось большое количество психологических школ, которые различаются подходами в изучении и в понимании природы психики: рефлексология, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гуманистические школы, гештальтпсихология. Наличие множества разнообразных психологических школ подчеркивает сложность задач, которые стоят перед психологической наукой, одна из таких задач — это возможность наиболее точно истолковать психические явления при наличии различных теоретических позиций и концепций.

Вместе с тем во время исследования тех или иных психических состояний и процессов часто используется, так называемый эклектический подход или метод, который синтезирует точки зрения различных психологических школ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий