Практика Агни-йога: как появилась и зачем необходима

Агни йога является мистическим учением, созданным Рерихами во временном промежутке с 1924-го по 1938-й года. Авторы заверяли, что данное учение они получили от загадочных «Махатмам», проживающих в районе Гималаев в знаменитой «Шамбале».

«Махатма» — в Агни йоге – это духовный учитель, который имеет оккультную силу и сознательно участвует в духовной эволюции нашей планеты.

Агни йога – что же это такое?

Агни йога представляет собой учение Живой Этики, которое собрало в себя все знания вековых практик. Полное формирование данного направления, которое синтезирует в себе все религии и йоги, произошло в 20-м столетии.

Примечателен тот факт, что Агни йога имеет в себе очень глубокие осмысленные понятия, но вместе с тем является невероятно простой, понять её может каждый, у кого есть на то желание.

Агни в аюрведе

Аюрведа (древнее учение про здоровую и длинную жизнь) рассматривает понятие «Агни», как биологический огонь, принимающий участие в обменных процессах организма, способный изменить в теле и уме более плотные состояния более тонкими.

Под изменениями подобного плана подразумеваются следующие:

  • процесс переваривания пищи и усвоения питательных веществ;
  • отсеивание ненужной информации, поступающей из органов чувств;
  • изменения умственного плана, а также психоэмоциональные переживания;
  • изменения на клеточном уровне.

Сила огня Агни задействует функцию переваривания пищи, она является её активизатором. Биологический огонь отличается кислой природой. При сбалансированном огне человек будет чувствовать себя здоровым. А появление дисбаланса здесь чревато развитием разных патологий.

Аюрведа рассказывает про то, что ум и тело состоят из тринадцати Агни и один из них – Джатхарагни, ответственен за процесс переваривания пищи.

Хотя Агни способен проявляться в 4-х формах (небесном огне, животном, земном и минеральном) он выполняет одни и те же функции:

  • варит, горит, преобразовывает (Пака);
  • окрашивает, в основном в оттенки красного (Рага);
  • даёт чувство жара (Ушма);
  • даёт разум (Медха);
  • наполняет человека отвагой и силой (Оджас-Теджас).

В случае гармоничного функционирования Агни, если он сбалансирован и его достаточно по количеству – в организме будет всё в норме. Такое состояние известно как Агнисамйя.

А с непропорциональным снижением либо увеличением огня как минимум в одном из аспектов наступает Агнивайшамйя – дисбаланс биологического огня, который чреват различными заболеваниями.

В общей сложности Агни проявляется в 4-х видах состояний: Самагни, Вишамагни, Тикшнагни и Мандагни. Первый является полностью сбалансированным нормальным огнём, а оставшиеся три проявлены в разных видах отклонений. Все отклонения соотносятся с определёнными заболеваниями и нарушениями.

Особенности агни йоги

Учение Агни йоги гласит, что Космический Огонь или «Агни» представляет собой источник жизни. Огонь находится везде и всюду в каждом из нас. Он способен соединить всё, а если он уходит – начинаются процессы распада и разложения.

Учение Живая Этика смогло впитать в себя весь опыт и знания, которые накапливались в течение многих веков с помощью опыта разных людей. Если учащийся будет с вдумчивостью и жадностью воспринимать этот многолетний опыт, то сумеет найти ответы даже на самые трудные жизненные вопросы.
В 20-м столетии учение об Агни йоге началось распространяться благодаря усилиям семьи Рерихов. В частности Еленой Ивановной Рерих были написаны четырнадцать изданий, посвящающихся учению Живой Этики. А Николай Константинович Рерих изображал эту философию на своих полотнах. Рерихи старались наполнить умы людей светлыми мыслями и откровениями свыше.

Более детальную информацию об Агни йоге можно получить из книг, написанных С. В. Стульгинскисом и А. И. Клизовским.

«Грани Агни Йоги»

«Грани Агни Йоги» представляют собой серию издательств, включающих в себя записи Б. Н. Абрамова – самого близкого ученика Н. К. Рериха. Издание будет полезным для читателей тем, что поможет отыскать ответы на вопросы, зачем мы живём на свете, а также уровня ответственности человека перед Мирозданием. Записи Абрамова представляют собой некое вместилище идей семейства Рерихов касаемо Учения Живой Этики.

Теджас Агни – огонь разума

Теджас Агни в аюрведе выступает проявлением Бога, тонкой формой Агни. Если человек находится в состоянии доброты и благости (Саттвы), Создатель доволен им и его разум является чистым. Он имеет способность к полноценному анализу, игнорированию любого негатива и различию между тем, что помогает достигать духовного благополучия и тем, что является преградой на пути к этому. Тогда человек не совершает неправильные действия, чреватые страданиями.

В этом случае можно говорить о балансе телесных дош, благодаря чему с ходом времени в тело человека снисходит Самагни в виде огня. За счёт всего этого мы получаем нормальное переваривание пищи и обмен веществ и в итоге становимся красивыми, здоровыми и счастливыми.

О сбалансированном Агни можно говорить по наличию следующих симптомов:

  • человек не чувствует дискомфорт после принятия пищи;
  • тело и дыхание имеет приятный запах;
  • у человека хороший аппетит;
  • отличное состояние иммунной системы;
  • человек становится жизнерадостным и активным.

Однако, происходит и такое, что людей начинают одолевать страсти (Раджаса) либо невежества (Тамаса). Это название дош ума согласно аюрведической системе, они выступают низшими модусами природы. Раджаса и Тамаса способны привести Теджаса в состояние дисбаланса, из-за чего Агни или угасает полностью или, напротив, ярко разгорается. Из-за всего этого происходит следующее:

  • начинается накопление продуктов обмена веществ в тканях организма;
  • оказывается под угрозой выделительная система;
  • появляются разнообразные патологии.

В случае, когда человек столкнулся с разбалансированным Агни (его избытком) по причине преобладания Раджаса (страсти), на это укажут такие симптомы:

  • появление кислой отрыжки, изжоги;
  • понос;
  • повышенная потливость, жар;
  • состояние эмоциональной возбуждённости;
  • стремление командовать окружающими;
  • ревность;
  • зависть;
  • нарушения пищевого поведения (злоупотребление едой, употребление в пищу несвежей пищи, поспешность либо медлительность при приёме пищи и так далее).

А тогда, когда Агни находится в недостатке из-за воздействия Тамаса (невежества), мы отмечаем следующее:

  • пищеварение замедляется, появляется затхлая отрыжка, человек чувствует тяжесть после приёма пищи;
  • страдает от запоров;
  • чувствует себя апатичным и ленивым;
  • находится в состоянии эмоциональной заторможенности;
  • страдает от лишних килограммов;
  • сталкивается с жадностью.

Поэтому каждому из нас необходимо крайне внимательно воспринимать и контролировать свои мысли, слова и действия, а также свой рацион питания.

Чем полезна асана Агни Стамбхасана и как её выполнить

Данная асана представляет огромную пользу для кровоснабжения органов малого таза, для нормализации состояния тазобедренного и плечевого сустава, способствует устранению поясничных болей и нормализации пищеварения.

Агни Стамбхасана выступает позой, усиливающей огонь. Она замечательно подойдёт для медитативных практик, поспособствует восстановлению душевного равновесия при депрессиях и стрессе за счёт действенного успокоения, избавления от эмоциональных проблем.

Асана выполняется так:

  • Сперва принимается поза Баддха Конасана 1 (является позой фиксированного угла).
  • Затем лодыжки с левой стопой следует перенести на область правого колена. Вместе с этим нужно как можно сильнее раскрыть ступни и упереться ладонями в пол.
  • Следует медленно наклониться вперёд, вытягивая при этом позвоночник и делая упор на седалищные кости.
  • Если у вас достаточно хорошая растяжка – можете углубиться в эту позу.
  • Зафиксируйтесь в подобной позиции на тридцать-шестьдесят секунд, скрестите ноги под другим углом.
  • Обратите внимание, что Агни Стамбхасана не рекомендована к выполнению при наличии повреждений колен. Также в процессе её выполнения внимательно следите за своими ощущениями, сильный дискомфорт не является нормой.

    В завершение рекомендуем вам также к просмотру информативное видео об Агни-йоге:

    Marissa

    Оцените статью