Созерцательность даосизма — практика внутреннего безмолвия

Даосизм — древнейшее учение об устройстве и миропорядке вещей во вселенной. Основателем даосизма считается китайский мудрец Лао Цзы. Известно, что даосы проповедуют принцип невмешательства в ход событий, основываясь на вере в совершенство управления мира законом Дао. В чем выражалась созерцательность даосизма, какие практики предлагает нам это учение? Рассмотрим вопрос в статье.

Даосизм и созерцательность

Что такое созерцательность? Это состояние внутреннего покоя и полного невмешательства в происходящее. Это познание природы деятельности, в чем сокрыт тайный смысл бытия. Даосы считают, что любое активное действие человека нарушает абсолютную гармонию совершенного мира и является пустой тратой энергии и сил. Философия даосизма заключается в концепции постижения совершенства мира через медитацию, а не добрые и правильные поступки.

«Если будете искать, утеряете. Не ищите, тогда вы найдете». Это говорил учитель Лао Цзы. Только бездействие и созерцательная пассивность может привести к обретению счастья. По мнению Лао Цзы какое-либо воздействие на мир вещей приведет лишь к утратам и разочарованиям. Также деятельность человека рассматривается даосами как покушение на совершенство мироздания, ведь только дао (всеобщий закон) имеет прерогативу на какие-либо изменения и перемены. Задача человека — созерцать действие дао и не противиться переменам, им вызываемым.

Созерцательность в даосизме считается самым лучшим и разумным действием. Нельзя вмешиваться в общественные дела, нельзя нарушать единый порядок природы. Путь невмешательства и гармоничного единения с миром обеспечивает долгую жизнь и духовное бессмертие.

Принцип невмешательства

Что значит «недеяние» (у-вэй) в даосизме? Имеется в виду не полное безразличие и бездействие, а отсутствие инициативы что-либо изменить и усовершенствовать. Даосы считают, что мир гармоничен и совершенен, и любое влияние на него извне разрушает гармонию и единство. Лучшим переводом слова «у-вэй» будет «невмешательство».

Недеяние является способом познания мира, а не праздным образом жизни. Принцип этого понятия заключен в следующих концепциях:

  • созерцательная пассивность;
  • неожиданность;
  • спонтанность.

Недеяние относится не к полному бездействию индивидуума, а к его желанию овладеть миром или исправить что-то по своему усмотрению. Философия дао утверждает, что миром управляет единый закон перемен. Если человек начнет вмешиваться в этот закон своими неразумными действиями, то в результате привлечет только проблемы в свою жизнь.

Что такое спонтанность и неожиданность? Эти понятия говорят о том, что поступки духовно развитого человека не спланированы разумом, так как разум может привести на ложный путь. Просветленный даос поступает согласно сложившимся обстоятельствам, не пытаясь анализировать причины и следствия данного события.

То есть, созерцательность и недеяние в даосизме — это отказ от логики и размышлений, что проявляются в деятельности ума. В даосских практиках есть медитации на «опустошение» ума от скачущих мыслей. Хаотичная мыслительная деятельность не может привести человека к разумному решению, потому что разум предназначен для обеспечения механических действий — поднять руку, пойти куда-то и т. д.

Когда человек отказывается от поиска решений через собственную логику, решения вопросов осуществляются сами собой. В этом и проявляется созерцательная пассивность. Когда у человека отсутствую причины для действий (желания, расчеты), любое действие происходит неожиданно и спонтанно. Только тогда результат будет эффективным.

Обратите внимание! Лао Цзы учил, что подчинять мир своей воле равносильно его уничтожению. Мир священен и не подлежит захвату индивидуумом.

Даосизм проповедует созерцательное отношение к жизни, погружению во внутренний мир и познание мира через внутреннее погружение. То есть, даосизм предлагает созерцать не внешний, а собственный внутренний мир, и через него постигать совершенство мироздания.

Медитативная созерцательность

Рассмотрим даосскую практику созерцательности. Чтобы постичь гармонию миропорядка, нужно сосредоточиться на своем внутреннем мире и наблюдать за течением и сменой мыслей и образов. Наблюдайте, как они появляются и исчезают, ваши ощущения от этого процесса. Постепенно вы осознаете, что причина появления всех мыслей — деятельность ума.

Именно ваш ум создает мысли, которые являются источником всех проблем. Дао предлагает освободить ум от мыслей, и тогда вы заметите — вместе с ними исчезли и ваши проблемы! Когда вы освоите эту практику, переходите к следующей — пресечение возникновения мыслей. Как это сделать? Нужно не позволять мыслям появляться. Вы уже изучили природу мыслительной деятельности и понимаете, как появляются мысли в голове — просто не позволяйте им появляться.

Когда вы освободите ум от потока мыслей, вы ощутите внутренний покой. В этом состоянии мир воспринимается совсем иначе, все эмоции уравновешиваются и появляется ощущение гармонии. Внутренняя гармония проявилась, благодаря пресечению хаотичного потока мыслей.

Нужно ли читать какие-нибудь мантры при этой практике или сосредотачиваться на чем-то? Нет, внутреннее созерцание проходит в полной тишине. Эту практику можно применять в любом месте и в любом положении — сидя, лежа, во время ходьбы. Со временем вы привыкнете к данной практике и будете испытывать необходимость в освобождении ума от хаоса мыслей и образов.

Оцените статью