Троица — праздник основания христианской церкви

Троица является третьим Великим Праздником в православии наряду с Рождеством и Пасхой. Именно в этот день была основана первая христианская церковь, когда Дух Святой почил на апостолах. Так что, Троица — праздник основания церкви. В статье мы рассмотрим вопрос, что рассказывает православная церковь об этом знаменательном дне, как его правильно отмечать, и что обозначает триединство? Узнаем, кто установил празднование Троицы, а так же рассмотрим народные традиции, связанные с троицыным днем, и иконографию. В конце статьи вы послушаете рассказ о празднике Троицы протоиерея Андрея Ткачева.

Символизм Триединства

Православная вера основывается на почитании триединого бога — Отца, Сына и Духа Святого. Это триединая сущность Бога, которая неразрывна в своем единстве. Человеческий разум не в состоянии постичь духовные тайны, поэтому нам необходима вера. Только верой можно постичь духовные откровения, невыразимые словами.

Единосущный в триединстве бог обитает в трех Личностях, которые обладают своей индивидуальностью. Противники христианства пытаются убедить последних в идолопоклонстве, потому что не могут понять земным разумом, как трое могут быть единым целым.

Среди трех Личностей Троицы нет главного и второстепенного — они все движимы единой целью и связаны общей мыслью.

Поэтому Дух Святой тоже является Личностью, которая может обладать собственными характеристиками. Эта Личность настолько ценна в Троице, что хула на нее приравнивается к смертному греху. Итак, через 50 дней после воскресения Иисуса на землю снизошел Святой Дух — третья ипостась единосущной Троицы.

День основания церкви

Почему Троица является днем основания церкви? Потому что именно через 49 дней после воскресения Христа в мир снизошел Дух Святой, который почил на апостолах в образе языков пламени. Это был особый огонь — духовный: он не обжигал человеческую плоть.

Об этом событии возвестил Спаситель перед вознесением на небеса, за 10 дней до сошествия. Он сказал, что на учеников снизойдет особенная сила, которая позволит нести благую весть по всей земле.

В это время в Иерусалиме праздновали Шавуот (день дарования Торы на горе Синай), и многие  увидели чудо явления Духа Святого ученикам Иисуса и их умение разговаривать на других языках. Некоторые посчитали апостолов пьяными, однако, иностранцы сразу же узнали свою родную речь, когда апостолы говорили на их языке. Поэтому профанация была исключена. О чем говорили апостолы на другом языке? Они возвеличивали силу бога и провозглашали евангелие.

Тогда люди спросили апостолов, что им нужно делать? На что последние ответили — принять Иисуса спасителем и креститься. В тот день приняло веру более 3000 человек, что и ознаменовало собой рождение церкви.

Чудо снисхождения Святого Духа на землю почитается как особенный день для всех христиан мира. Иисус сказал: «Идите и проповедуйте царство божие на земле». Он дал прямое указание апостолам нести благую весть (евангелие) всем народам мира, говорящим на разных языках.

Робкие и несмелые апостолы получили великую силу и с дерзновением отправились проповедовать евангелие всем людям. Они установили время почитания Духа Святого — Троицу — и заповедовали отмечать праздник ежегодно (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). На Втором Вселенском Соборе Триединство закрепили законодательно. В этом церковном догмате установлено равенство и единосущие трех Ликов — Отца, Сына и Духа Святого.

Троицын день в православии

Православная традиция свято чтит день сошествия благодати на землю. Этот день относится к двунадесятым подвижным церковным праздникам и отмечается через 49 дней после Пасхи Христовой. Следующий за Троицей понедельник называется Духов день.

В православии Троица венчает пасхальный цикл богослужений, поэтому все следующие за ней недели литургий нумеруются и именуются «неделями по Пятидесятнице». После Троицы начинают читать молитвы Святому Духу вплоть до следующей Пасхи. После Пасхи молитва Святому Духу не произносится ни на богослужениях, ни в домашнем чтении.

Соборы и храмы украшены зеленью, верующие приносят на богослужение букеты цветов и луговых трав. В этот день священнослужитель произносит молитвы коленопреклоненно, а паства молится в земном поклоне.

Народные традиции

Люди именуют Троицу зелеными святками. В этот день принято освящать букеты луговых трав и цветов в храме. Затем их приносили домой и располагали за иконами. Считалось, что освященные на Троицу травы могут спасти от пожара и нашествия грызунов. Букеты раскладывали на чердаке и в житницы.

Также на Троицу церковные полы устилали травами, которые разбирали после службы люди. Эти травы кипятили в воде и пили отвар для исцеления от болезней, а также примешивали к сену. Из ветвей берез, стоявших на службе в церкви, плели венки, которые потом использовали при посадке рассады капусты.

Праздник Троицы отмечали два дня — в воскресенье и понедельник. Работать было запрещено, так как земля почиталась как именинница. Всю неделю до следующего воскресенья можно было кушать скоромную пищу, а в следующий после Духова дня понедельник уже начинался Петров пост. Этот пост заканчивался почитанием Петра и Павла.

Иконы Троицы

В иконографии есть два сюжета изображения Троицы. Первым из них считается изображение трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Это были три таинственных странника, которые явились праотцу в дубраве Мамре. Путники сообщили Аврааму о долгожданном рождении сына. Изображение странников и четы Авраама можно увидеть в Троице-Герасимовской церкви в Вологде, на иконе Святая Троица в бытии и Троица Зырянская, на триумфальной арке базилики в Риме.

Следующей иконой о Троице является знаменитая живопись преподобного Андрея Рублева. Это уже завершенное символичное изображение троичности бога. По сравнению с явлением ангелов Аврааму, которое было предтечей и пророчеством о Троице, мы видим воплощенный в своем совершенстве триединый образ бога. На иконе изображены три святых Лика, жертвенная чаша на трапезном столе. Единосущная Троица многократно изображалась иконописцами, но икона Андрея Рублева является классическим образцом иконографии.

Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому — еще один пример канонической иконописи. Существуют и неканонизированные изображения Святой Троицы, к которым нужно относиться осторожно. В католической церкви можно встретить икону «Коронование Богородицы», где тоже изображена Святая Троица в образе Отца, Сына и Духа Святого.

Оцените статью