Интересные особенности Египетского сонника

Сон — это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Все мы видим сны: иногда яркие и красочные, а иногда зловещие и пугающие.

Лично я всегда, когда меня смущает значение того либо иного ночного видения, обращаюсь за помощью к соннику. Очень интересный вариант подобного издания — Египетский сонник, дошедший до нас от этой великой  цивилизации. Более детально про него я хочу рассказать вам в этом материале.

Особенности сновидений в Древнем Египте

Жители Древнего Египта были свято убеждены в том,что сновидения выступают божественными посланиями свыше. А процесс трактования ночных грез в Египте основывался на теории противоположностей: к примеру, если грезилась смерть — значит, человека ожидала долгая жизнь.

Существовали и специальные люди, призванные толковать сны — их называли Мастера тайных вещей либо Писци двойного дома.

А те личности, которые желали исцелиться от заболеваний, должны были выпить особое снотворное снадобье, а затем провести целую ночь в храме. На следующие же сутки священнослужитель занимался интерпретированием их сновидений и использовал рекомендации, полученные во сне, для лечения.

Древние записи хинди (называемые также пуранами) рассказывают про то, что сновидения являются посланиями божественных существ. А в Упанишадах (относятся приблизительно к 1000-му году до нашей эры) утверждается, что все действие ночных видений имеет место в реальности между настоящими и призрачными мирами.

Удивительный мир ночных грез помогает человеку расстаться со своими недостатками, способствует проявлению изначальной человеческой сущности.

По мнению многих учёных, первые концепции о духе и загробной жизни начали появляться ещё в очень древние времена и их основу составляли именно ночные грёзы.

Реальность снов, в которой обитали божественные сущности, духи, различные явления и сами спящие, представляло собой источник символических грез, имеющих глубокосмысленную характеристику, узнать которую очень стремились обычные жители Древнего Египта.

Разновидности Египетских сонников с описанием

Египетская цивилизация оставила нам различные объемные книги-сонники. В основной своей массе их относят к Позднему времени, к категории демотических текстов. Единственный папирус Честер Битти второй, относится к Новому царству. В нем содержатся трактования ночных грез, используемых во времена классического Египта правящей элитой.

Эту необычную находку обнаружили в 1928-м году совместно с прочими текстами религиозного, мистического, административного, бытового и литературного характера в Дейр эль-Мединэ (маленькая пирамида, сооруженная над гробницей в Некрополе царскими скульпторами).

Обзор Древнеегипетского сонника Кенхерхепешефа

Знаменитый древнеегипетский царский писарь Кенхерхепешеф оставил после себя много свитков, написанных на папирусе.

Определенную часть написал непосредственно сам владелец, а остальная масса (как, к примеру, известный сонник) была презентована, вероятно, у мастеров, относящихся к храмовому Дому Жизни.

Нужно отметить, что Кенхерхепешеф сам не писал этот свиток, ведь на verso — обратной части папируса начертано много его личных заметок —  частей поэмы про битву при Кадеше и копии его послания везиру Мернептаху, при этом заметна сильная разница в стилистике написания основного текста.

По замудренной игре слов и красивой лексике мы понимаем, что создатель текста однозначно относился к элитным писцам, очень высока вероятность того, что он являлся жрецом.

Кенхерхепешеф тоже имел хорошее образование аналогично большинству мастеров из посёлка, помимо этого его увлекала мистика (вследствие чего он вызывал чувство страха у жителей Дейр эль-Мединэ.

Когда Кенхерхепешеф умер, так как у него не осталось наследников, права на владение библиотекой перешли к Амоннахту — сыну его второй супруги. Последний же повел себя не самым лучшим образом, пытаясь присвоить права на данное произведение.

В дальнейшем свитки из библиотеки очень много раз сменяли своих владельцев и к несчастью со временем часть из них неизбежно повредилась.

Нужно отметить, что сонник Кенхерхепешефа предназначается исключительно для представителей сильной половины человечества. Понять это совершенно не сложно — в начале каждого абзаца упоминаются фразы наподобие «если мужчине довелось увидать себя в сновидении…» и тому подобные, по которым и можно прийти к однозначному выводу.

Характеристика Демотического древнеегипетского Сонника

Демотический Сонник был написан через тысячу лет после сонника Кенхерхепешефа. В нем уже существует разделение всех сновидцев на представителей обоих полов — к примеру, женщинам предназначаются специфические женские ночные грёзы.

В Демотическом соннике мы находим достаточно краткое перечисление сновидений с их интерпретацией в сторогом соответствии древнеегипетским категориям той поры.

Основу сонника составляет игра слов, а также мифологические эпизоды, ритуальная практика и этические нормы эпохи.

Достоверно неизвестно, в какой степени создатель данного сонника ориентировался на традицию трактования сновидений, поэтому сложность представляет адекватная оценка его собственного авторского вклада в текст.

Хотя по словам А.Гардинера, тот факт, что сонник написан на средне-египетском языке указывает на то, что он уходит своими истоками в весьма далёкие времена.

Изначальные упоминания про сновидения в качестве источника неких познаний можно повстречать ещё в Поучении Мерикара, которое демонстрирует нам заботу божественных сущностей о людях: Высшие силы придумали магию, которая была более мощной, чем любые оружия и способна была отражать все, что могло бы произойти, но не происходило.

Отличительные особенности древнеегипетского сонника последователей Сетха

С помощью данного собрания сновидений среднестатистический египтянин получал возможность быстро заглянуть в свое грядущее.

Мы же сейчас с помощью этого текста можем лучше ориентироваться по местам, надеждам, социальным проблемам, системе верований и многому другому, что в свое время тревожило современников Рамсеса II.

Обратившись же к тексту самого сонника мы находим в нем интерпретацию 2-х групп сновидцев. К сожалению, начальная часть текста не сохранилась, а в завершении мы наблюдаем начало нового раздела — Начала снов последователей Сетха. В нем детально описываются физические и духовные качества указанного типа представителей сильного пола.

Что же касается первой части папируса (которую, вероятнее всего, потеряли) она описывала другую категорию жителей Древнего Египта — наверное, последователей Хора. Упоминания о них мы находим ещё во времена Текстов пирамид.

Отдельного внимания стоит уделить описанию человека у Сетха: он обладает кудрявыми волосами, обильной растительностью на теле, бородой, обожает алкоголь, а также часто предается любовным утехам.

При этом в тексте поясняется, что данный индивид может родиться даже в очень хорошей семье, но по причине своих нарушенных вкусов, манер, в общем — всего своего характера уподобляется низам общества. Вследствие этого он оказывается вне системы совершенного общества, каким оно должно было быть для традиционного египтянина.

Папирус сохранил до наших дней исключительно четыре варианта сновидений из списка последователей Сетха, что, безусловно, совершенно недостаточно для установления каких-либо глобальных выводов.

В дальнейшем мысль про то, что одно и то же ночное видение обладает кардинально разной смысловой нагрузкой для различных групп сновидцев будет активно развиваться в демотических сонниках, а больше всего — в разделах, предназначающихся для представительниц прекрасного пола.

Теперь вам известны главные особенности Египетского сонника и его различные версии.

Напоследок рекомендуем просмотреть интересный тематический видео-материал:

Marissa

Оцените статью