Мотивы деятельности и поведения Вашего чада

Предлагаемый тест поможет понять родителям, чем руководствуется их ребенок при принятии тех или иных решений или совершении каких-либо действий. Лучше всего для опроса подойдут подростки в возрасте 13-14 лет. Прежде чем вручить ребенку тест, нужно сказать, что в нем будут некоторые утверждения о характере и эмоции на некоторые жизненные моменты. Лучше всего будет, если кто-то из родителей будет зачитывать варианты, а ребенок выражать свое мнение относительно этого.

К ответу принимаются следующие фразы:

«целиком солидарен»;

«солидарен»;

«скорее солидарен, чем нет»;

«не знаю» = «не имею позиции на данный ответ»;

«скорее не солидарен, чем солидарен»;

«не солидарен»;

«целиком не солидарен».

Вопросы для мальчиков

1. мне не страшно получить низкий балл, тем более я думаю, что получу высокую оценку.

2. если бы меня посадили за выполнение сложного задания, с которым раньше мне сталкиваться не приходилось, я бы делал его с кем-то, чем в одиночку разбирался.

3. я люблю браться за выполнение сложных задач, даже, если не уверен на все 100%, что смогу их решить, чем за легкие, которые сделаю без проблем.

4. мне больше нравится делать то, где не нужно особо напрягаться и то, где уже известна схема действия, а не что-то новое, в котором придется разбираться.

5. если бы у меня что-то не получалось, я бы продолжил сидеть над этим и разбираться, чем сел бы за то, что мне известно.

6. меня больше привлекает работа с высоким окладом и четко обозначенными функциями, чем та, где зарплата на порядок ниже, да и роль окончательно не определена.

7. на прочтение художественной литературы я почти не трачу свое время, потому что предпочитаю при свободных минутках читать специализированную литературу.

8. с большим удовольствием я бы взялся за важную и сложную задачу, в успехе которой уверен лишь наполовину, чем за такую же по степени важности задачу, успех которой очевиден.

9. я обязательно выучу самые популярные развлекательные игры. Они намного интереснее малоизвестных, в которых нужно разбираться.

10. я предпочитаю делать свою работу безукоризненно, пусть и отнимает это у меня на порядок больше времени. В связи с чем, кстати, могут возникнуть проблемы с одноклассниками.

11. по мне лучше развлекательные игры, чем игры со сложной техникой игры, в которых нужно разбираться.

12. я люблю участвовать в тех соревнованиях, где изначально знаю свое превосходство над иными, но с нежеланием приму участие в тех, где силы соперников равны.

13. когда у меня есть свободное время, я трачу его на изучение какой-нибудь игры для повышения своего мастерства.

14. когда мне предстоит что-то делать, я лучше буду его делать так, как считаю нужным, пусть и вероятна при этом ошибка, чем послушаю иных.

15. при необходимости выбора между работами, я бы выбрал ту, где изначально предлагают 15 000 рублей на неопределенный срок, чем ту, где первичная оплата была бы меньше, но обещалось бы увеличение его до 15 000 рублей в течение некого времени.

16. для меня проще играть в командных играх, чем сражаться в одиночку.

17. я люблю работать на пределе, пока не получу от конечного результата полное удовлетворение. А работать и прикладывать меньше усилий не по мне.

18. если бы мне пришлось выбирать, на экзамене я бы выбрал те вопросы, которые были пройдены по программе, но не те, которые требуют собственного мнения.

19. если бы существовала возможность выбора, я бы выбрал то дело, которое пусть и не сумею довести до конца, зато многому научусь, чем то, которое сделаю наверняка, но пользы для меня это никакой не принесет, поскольку положение мое останется на прежнем уровне.

20. после сдачи экзамена я не буду радоваться полученной оценке, а буду радоваться тому, что и на этот раз меня пронесло.

21. если бы нужно было возвращаться к невыполненному заданию, выбрал бы я более сложное, чем легкое.

22. при выполнении контрольной работы я не думаю над правильностью решения, меня заботят возможные ошибки и помарки в тексте

23. если я понимаю, что с поставленной задачей я не справляюсь, мне проще обратиться за помощью, чем сидеть в одиночку и дальше искать правильное решение.

24. если в чем-то я терплю неудачу, я не теряю желания продолжать начатое, а еще больше собираюсь и концентрируюсь.

25. если я в чем-то не уверен, я не стану за это браться

26. когда я берусь за сложное дело, я боюсь не того, что оно у меня не получится, а того, что просто не справлюсь с ним.

27. мне проще работать, когда нахожусь под чьим-то контролем, чем быть начальником самому себе.

28. мне интереснее взяться за неизвестное задание чем за то, на которое у меня есть решение.

29. моя продуктивность выше, если мне известно, точнее мне скажут, что конкретно нужно делать, чем при выполнении работы без конкретных объяснений.

30. если бы у меня получилось решить сложную задачу, я бы с удовольствием решил еще парочку аналогичных, чем взялся за незнакомые.

31. когда нужно участвовать в соревнованиях, меня разбирает азарт, а не беспокойство.

32. наверное, я слишком люблю мечтать о будущем, чем что-либо делать на пути к осуществлению этого.

Вопросы для девочек.

1. я очень хочу получить хорошую оценку, но плохой я ни капли не боюсь.

2. я люблю больше браться за сложные задачи, даже, если не уверена, что смогу их выполнить, чем за легкие, которые давно знаю, как решать.

3. мне больше нравится браться за ту задачу, которая не требует никаких напряжений и которая мне известна, чем та, где на меня могут столкнуться неожиданности.

4. если бы у меня что-то не получалось, я бы сделала все возможное, чтобы преодолеть препятствия, чем взялась за то, что знаю, как выполнять.

5. из двух работ я бы конечно выбрала ту, где был бы хороший оклад и четко обозначенные функции, чем работу с более низким окладом и непонятыми функциями.

6. я больше переживаю от возможных неудач, чем от успеха.

7. я не люблю развлекательную литературу, мне нравится научная.

8. я всегда бы выбрала сложное и важное дело, в успехе которого не могу быть уверена, такому же важному делу, которое знаю, как решать.

9. я предпочту выучить развлекательные игры, в которое играют и знают почти все, чем малоизвестные игры, над которыми еще и нужно думать.

10. я люблю делать работу качественно и абсолютно не важно, что в связи с этим у меня возникают проблемы со знакомыми и одноклассниками.

11. после успешной сдачи экзамена я обрадуюсь тому, что меня пронесло на сей раз, чем обрадуюсь оценке.

12. я не люблю сложные игры, в которых нужно думать. Я люблю простенькие развлекательные игры.

13. я люблю участвовать в тех соревнованиях, где я лучше всех, но не в тех, где силы почти равны.

14. после того как я терплю неудачу, я концентрируюсь еще больше, но не опускаю руки.

15. радость и успех слишком мало проходят через меня по сравнению с поражениями.

16. в новых ситуациях я скорее беспокоюсь, чем интересуюсь.

17. я лучше приготовлю новое блюдо, хотя оно может у меня не получиться, чем приготовлю то, что давно умею вкусно готовить.

18. я лучше займусь необременительным и интересным занятием, чем чем-то стоящим, но не интересным.

19. по мне лучше потратить все время на выполнении одной задачи, но сделать ее качественно, чем за этот же промежуток времени сделать быстро несколько дел.

20. если я заболела, свалившееся время я потрачу на отдых, а не на работу.

21. если бы мы жили с несколькими девушками в одной квартире, я взяла бы на себя ответственность на проведение вечеринки, чем позволила бы сделать это кому-то иному.

22. когда у меня что-то не получается, я бегу за помощью к окружающим, но не пытаюсь решить сама то, что не умею.

23. в соревновательных ситуациях мной овладевает азарт, а не беспокойство.

24. когда я сажусь за трудное дело, я боюсь, что не справлюсь с ним, но никак не того, что оно выйдет.

25. мне проще работать под чьим-то постоянным контролем, чем нести самостоятельно за свои действия ответственность.

26. с большим удовольствием я сажусь за сложное и неизвестно задание, чем за то, которое я сто раз уже делала.

27. если бы я решила какую-нибудь задачу, я бы предпочла решить несколько аналогичных задач, чем взялась бы за новую, не известную мне.

28. мне намного проще дается задание, где известны лишь общие черты, а не конкретика.

29. если при выполнении сложной задачи я все-таки допускаю ошибку, я теряюсь и не могу взять себя в руки.

30. я люблю мечтать о будущем, но не люблю что-то делать на пути к его достижению.

Оценка баллов:

Прямые пункты (мальчики), вопросы: 1, 3, 5, 7-8, 10, 13-14, 17, 19, 21, 24, 28, 31.

«целиком солидарен» — 3;

«солидарен» — 2;

«скорее солидарен, чем нет» — 1;

«не знаю» = «не имею позиции на данный ответ» — 0;

«скорее не солидарен, чем солидарен» — 1;

«не солидарен» — 2;

«целиком не солидарен» — 3.

Обратные пункты (мальчики), вопросы: 2, 4, 6, 9, 11-12, 15-16, 18, 20, 22-23, 25-27, 29-30, 32.

«целиком солидарен» — 3;

«солидарен» — 2;

«скорее солидарен, чем нет» — 1;

«не знаю» = «не имею позиции на данный ответ» — 0;

«скорее не солидарен, чем солидарен» -1;

«не солидарен» -2;

«целиком не солидарен» -3.

Прямые пункты (девочки), вопросы: 1-2, 4, 7-8, 10, 14, 17, 19, 21, 23, 26, 28.

«целиком солидарен» -3;

«солидарен» -2;

«скорее солидарен, чем нет» -1;

«не знаю» = «не имею позиции на данный ответ» — 0;

«скорее не солидарен, чем солидарен» — 1;

«не солидарен» — 2;

«целиком не солидарен» — 3.

Обратные пункты (девочки), вопросы: 3, 5-6, 9, 11-13, 15-16, 18, 20, 22, 24-25, 27, 29-30.

«целиком солидарен» — 3;

«солидарен» — 2;

«скорее солидарен, чем нет» — 1;

«не знаю» = «не имею позиции на данный ответ» — 0;

«скорее не солидарен, чем солидарен» -1;

«не солидарен»  -2;

«целиком не солидарен»  -3.

После этого отдельно суммируются ответы на обратные вопросы и отдельно на прямые. После суммирования становится понятной мотивация ребенка.

Высокие баллы по прямым пунктам свидетельствуют о желании достичь цели, в то время как низкие — избегание неудач.

Если Ваше чадо стремиться к достижению целей, можете гордиться собой! Осталось только выяснить соответствуют ли его желания его возможностям. Если требования слишком завышенные и у него что-то не получается сделать, он рано или поздно начнет чувствовать себя неудачником, хотя это далеко не так. Ведь он на порядок выше своих сверстников.

Если же ребенок старается уйти от неудач, возникает серьезная почва для раздумий. Возможно, слишком твердо Вы его воспитали или требуйте действительно большего, чем он может сделать. По этой причине нужно задать себе один единственный вопрос: «Почему»? Но искать на него ответ нужно не для того, чтобы вспыли виновники, а чтобы можно было еще что-то исправить.

Какие бы результаты теста не были, помните, что детям очень нужна похвала и вера родителей в их силы и способности. Говорите почаще это им! Хвалите! И все у Вас будет хорошо!

Оцените статью