Относы — способы передачи болезней

Существует множество способов передачи болезни. Знахари для этого используют различные заговоренные предметы, например: бумажные деньги, копейки, ногти или волосы больного человека, полена, яйца, камешки с печи, на которой этот человек лежал. В этой статье мы поговорим о домашних способах передачи болезни — относах.

Относами называют различные вещи, которые снимают с заразного больного и относят на дорогу или же подвешивают в лесу на деревьях. В Пошехонье для этой цели обтирали тело больного человека тряпицей, рубашкой либо полотенцем и кидали эти вещи на дорогу: при этом веря в то, что кто первый поднимал — на того и переходила болезнь. Некоторые родители, руководствуясь подобными соображениями, при хронических высыпаниях на теле ребенка, перевязывали его белье и относят на перекресток, после чего оставляли, будучи полностью уверены в том, что на того кто поднимет вся «хворьба пойдет».

Бытует мнение, что когда относ положен на перекрестке или подвешен на дереве, то заболевание уходит либо дерево, либо же в неосторожного встречного, который снимет или поднимет ту вещь. Относом наводили порчу не по злости и не умышленно, а как бы ненароком: ведь делано было для другого, а попался неповинный не в чем человек. Поэтому осторожные предусмотрительные люди, никогда не поднимают находку, предварительно не перекрестившись и тщательно не обдумав своих действий, сопровождая процесс молитвой.

До наших дней дошел один случай, имевший место накануне революции. В нем протоиерей Вознесенской церкви описывает действие относа.

«Было это в великий праздник Крещения Господня. Я ходил по домам прихожан с крестом и водою святой. Встретили меня в доме одном хозяин и хозяйка совсем печального вида. Поведали они мне о горюшке своем. Беда пришла к ним великая — сыночек их, имеющий 14 лет отроду и грамоте обученный, за несколько дней перед сим ума лишился. Любопытно было мне глядеть на него. Сидел он как вкопанный на печи в самом углу. Я несколько раз называл его по имени, а он и глядеть то не хотел, лишь сверток какого-то дивного платья нянчил как ребенка.

— Сверток то этот, батюшка, его ума и лишил, — сказала рыдающая мать.

— Как же это произошло?

— А вот так: на дворе ночь лунная. Вышел он с отцом на двор, а там сугробы намело, а по снегу этот сверток катало. Вот сын начал за ним бегать, затем схватил и прибежал обратно в избу, хохоча от радости во все горло. Мы все его спрашивали: „А что у тебя там за сверток?» — но он не говорил нам ничего, лишь только какие-то нерусские слова произносил. Сколько мы с отцом ни уговаривали его показать этот сверток нам — он ни за что не желал расставаться с ним. Всю ночь он беспрерывно хохотал. А поутру, мы стали молитвы Богу читать, по обыкновению, но сын и тогда не хотел слезать с печи для молитвы и омовения. Он не молился и даже ни разу не перекрестился, невзирая на наши просьбы и принуждения.

Доселе он с нами ни о чем не говорит и не желает есть за столом, а лишь если на печь подадим и к самому рту поднесем. Со своим свертком совсем не разлучается, даже на двор с ним выходит. Ночами совсем не спит. Случилось, что мы однажды ухитрились сверток из его рук выхватить, но он начал так плакать, биться и метаться, что отдать пришлось из жалости. Но этот сверток мы таки рассмотрели — женский ситцевый запон или передник, а в конце узлом волосы приметно женские завязаны.

Я тогда взял свой укропник и встал рядом на скамью, орошая больного водою святой во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он как вздрогнет с криком. Я тогда стал назвать его по имени и попросил перекреститься, на что он устремил на меня свой неподвижный взгляд, ничего не ответив.

— Поцелуй же сей крест, — сказал ему я.

Мальчик лишь умиленно поглядел на него, после чего протяжно застонал и начал заливаться слезами. Затем резко спрыгнул с печи, набросил на себя халат, протер веки водою из рукомойника и, держа достаточно крепкой хваткой сверток, медленно приблизился ко мне с поклоном до земли, готовясь принять благословения. Я подал крест святой к целованию, благословив его перед этим именем Божьим. Он дрожащими устами, с невыразимым усердием, лобзал крест в различных местах и, глядя на него, продолжал рыдать, ничего больше не говоря. Как уж я только не пытался убедить его отдать мне этот сверток, даже давал ему за него деньги, но мальчик дрожал при малейшем упоминании о нем и лишь крепче сжимал его в обеих руках. Он бережно нянчил свой сверток, произнося непонятные слова. Тогда отец попытался с усилием вырвать у него этот сверток, мальчик начал кричать, грянулся телом об пол в ужасных терзаниях. Пришлось опять возвратить ему сверток, и он полез с ним на прежнее место.

Но недолго пришлось страдать этому мальчику с роковой вещью. Поскольку почти не ел он и не спал вовсе — чахнуть начал. Так, держа около груди свой сверток, он и отдал душу Богу, не вставая с печи».

Отхаживают же в таких случаях порченых относом тоже знахари, но при этом необходимо, чтобы сам знахарь был сильнее того, кто наслал порчу. Способ лечения достаточно простотой: знахарю необходимо пойти на распутье (скрещение), дорог и оставить там узелок, предварительно зашив в него уголь, золу и кусочек глины от печного чела. Вот так от больного отводится порча. Хотя следует учесть, что относ имеет достаточно опасную сторону, она состоит в том, что всякий человек, который первым соприкоснется с отнесенным узелком, непременно подхватит порчу, а это повлечет не хорошие последствия для того больного, который уже излечился от порчи с помощью узелка. Бытует мнение, что, в момент смерти, когда душа начнет выходить из тела, то Дьявол обратиться Божьему ангелу: мол, что душа эта принадлежит мне, ведь она обращалась ко мне, приносив мне на распутье дорог хлеб-соль… Так что следует учитывать, что и порча, и ее снятие таким способом, вредна как для жертв, так и для тех, кто ее напустил.

Чтобы отвести от себя болезнь, в Медыни, на перекресток кидают свой нательный крест, пояс или платок, а в соседнем городе — Мосальске, люди купаются на межи, в местах, где расположены ямы с водой, затем снимают с себя одежду и оставляют ее там. А во Владимирской области заболевшего человека кладут на сене, после чего подкидывают это сено во двор к тому человеку, на которого хотят перевести болезнь.

В Калужской области с этой целью дуют на спящего человека, или же дают напиться воды из того же сосуда, из которого пил больной. Если же кого настигают струпья и короста, болезнь можно передать при помощи такого метода: необходимо оторвать кусок пораженной кожи и запечь ее в лепешку, которая затем дается тому, на кого хотят перенести болезнь.

Передача болячек животным пользуется не меньшим успехом. Некоторые люди считают греховным передавать насморк вышеизложенными способами и выбирают «навешивать» его на хвосты кошкам, при этом смазывая их хвосты своими соплями.

Эти люди считают, что с помощью такого незамысловатого способа насморк покинет их и перейдет к кошке. Для этого ритуала подойдут и коты. Считают, что куриная слепота передается курам из-за схожести в названии. Поэтому идут в вечернее время под куриный насест и съедают там сырую печень коровы или обливаются ледяной водой. Посещают это чудное место иногда и при сугубо женских заболеваниях, если они возникли от сглаза. Передают некоторые заболевания и собакам. Для этого необходимо взять ломоть хлеба и приложить его к больному месту, после чего бросить хлеб собаке, приговаривая: «Возьми свой хлеб» (Юхнов).

В районе Курской области полагают, что к помощи собаки можно прибегнуть и для избавления от бессонницы: для этого надо взять и отломить по краюхе от девяти буханок хлеба, скатать из него шарики и бросить их собаке, причем она должна быть черной и одномастной, со словами: «От крещеного (имя). Аминь». Собака же после съедения будет выть на луну, а ты сам будешь спать спокойно. Не всякая собака позарится на подобное угощение, так что способ этот весьма сомнительный.

Если кого настигла желтуха — вам поможет щука, утверждают в Рязанской, Кировской и Новгородской областях. Для этого вам необходимо бросить в таз с водой одну или пару живых щук. Больной должен наклоняется к тазу и пристально посмотреть на щук, при этом необходимо часто сплевывает в таз. Когда же щуки начинают глотать слюну, то желтуха переходит к ним: сначала желтеют глаза, а затем они сами желтеют. Так что преображение в золотую рыбку вам обеспечено. Но знаете, в наши дни проще поехать в больницу, тем более с этим заболеванием кладут в стационар. Такой способ можно попробовать при плохо залеченной желтухе.

Неодушевленные предметы так же могут снимать болезни. Для этой цели вполне подойдут и обыкновенные подпорки, которые стоят около домов и заборов. При боли в пояснице вам следует потереть о них свою обнаженную спину. Так же в этом деле вам может помочь и овин. Самым лучшим будет считаться тот овин, который уже был перенесен на третье место. Подойдет овин и если вы имеете ушиб: для этого стоит потереть о него свое ушибленное место, и сказать трижды: «Хоромина

поставлена, поставь меня по-старому».

Некоторые считают, что береза имеет отношение к патологическим выделениям из половых органов женщин (возможно, это потому, что раньше такие болезни имели названия «бели»). На утренней или вечерней зоре женщине нужно подойти к березе, и начать плескать на себя и на нее воду, со словами: «Возьми, береза, свое, а отдай мое». Еще при этом же женском заболевании необходимо было постирать ночью рубашку и затем отнести и выплескать эту воду.

Оцените статью