Практически каждый ребенок переживает в своей жизни этап подготовки к поступлению в школу. Психологическое давление на ребенка со стороны родственников ощутимое. Это целый шквал советов, что нужно прилежно учиться, уважительно относиться ко взрослым. И как после подобных повторяющихся разговоров о школе ребенок должен относиться к занятиям в школе и учителям?
И родителям, и самому ребенку страшно вступать в новую жизнь. Родители уже испытали на себе сложности учебного процесса, малышу же только предстоит это узнать. Взрослые часто совершают ошибку, рассказывая о школьной жизни самое худшее. Это никоим образом не добавит ребенку желания переходить из детского сада в новое учебное заведение. Нужно повышать мотивацию ребенка в отношении школы, стараться показать, что вера в ребенка позволяет надеяться на его успехи.
Что же делают родители? Они мало помнят хороших моментов из своей школьной жизни. Слушая рассказы о плохих сторонах в школе, ребенок начинает негативно думать о ней. Не во всех школах учитывают религиозное воспитание детей, их принадлежность к другой нации, не российской. Некоторые родители больше беспокоятся о своих личных проблемах, о карьере, состоянии здоровья и о детях вспоминают редко. Наконец, многие родители слишком близко принимают к сердцу удачи и поражения своего ребенка. Они часто говорят «мы», хотя ребенок является вполне самостоятельной личностью. Все перечисленные моменты совсем не способствуют развитию ребенка, не повышают его желание учиться в школе. А что же поможет понизить беспокойство родителей и повысить мотивацию к учебе?
Во-первых, родителям нужно понять, что учеба, выполнение домашних заданий лежит на хрупких плечах детей, а не родителей. Конечно, родители должны помогать ребенку выполнять домашние задания, следить за оценками, но не стоит делать это в приступе фанатизма. Только указать на ошибки, подбодрить, не более. Как только этот момент уляжется в головах взрослых, учебный процесс ребенка пойдет активнее.
Ученик будет вырабатывать ответственность.
Первокласснику не составит труда заправить свою постель, позавтракать, самостоятельно одеться, собрать портфель в школу, уложив все необходимое. Если ребенок еще забывает положить в сумку дневник или пенал, можно на стене в его комнате повесить список тех вещей, которые непременно должны быть в ранце. Кроме того, ученик может сам определить, нравится ему питаться в школьной столовой или брать с собой завтрак из дома.
Если ребенок будет брать домашнюю еду, ее нужно приготовить заранее, чтобы в любой момент положить ее в сумку.
Выполнение домашнего задания едва ли не самый ответственный процесс в жизни первоклассника. В этом у ребенка развивается ответственность, формируется самооценка в отношении успеваемости. Родители могут помочь ученику привыкнуть к этому процессу. Вместе им нужно организовать рабочее место так, чтобы первоклассника ничего не отвлекало. Можно усвоить порядок выполнения заданий, например, сначала закончить все письменные задания, а затем приниматься за устные, или наоборот.
Если это возможно, письменный стол ребенка нужно поставить подальше от телевизора, чтобы он не отвлекался. Компьютер тоже будет соблазнять ученика, но к нему придется обращаться в процессе учебы. Сами родители могут что-то объяснить, сделать задание вместе, но, ни в коем случае, нельзя выполнять домашнюю работу за ребенка.
Иногда он может возвращаться из школы в плохом настроении. Порой захочет пропустить один день и остаться дома. Это нормальное явление среди школьников. Согласитесь, что и взрослым не всегда хочется идти на работу. Но первоклассники еще не понимают всей важности учебного процесса, поэтому могут притвориться, что немного заболели и остаться дома.
Главное, чтобы такое поведение не проявлялось часто и во время важных проверочных работ. Если ребенок сильно капризничает перед походом в школу, часто возвращается из нее недовольный, то, возможно, стоит поговорить с ребенком, а потом и с классным руководителем и выяснить, есть ли какие-то проблемы.
Не стоит забывать, что ребенок нуждается в воспитании. Школа научит основным вещам, но только родители могут зажечь интерес к школе. Можно рассказывать свои истории, как начинали учиться. Только в рассказе не должно быть негативных моментов.