Основные стороны общения в психологии: особенности и значение

Общение — важная составляющая во взаимодействии человека с внешним миром. Это социальное явление наиболее структурированно рассматривается с позиции трех сторон. Несмотря на такое подразделение, практически невозможно уловить границы между этими составляющими. Насколько эффективным и полезным будет происходить взаимодействие одного индивидуума с другим или с группой лиц зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Классическая структура общения

Полноценная совместная деятельность может быть эффективной только при установлении контакта между людьми с достижением должного уровня взаимопонимания. Для выполнения конкретного действия (например, покупка-продажа товара) взаимосвязанными компонентами станут:

  • обладание определенной информацией;
  • понимание друг друга (разговор на «одном языке»);
  • доверие между взаимодействующими сторонами.

Эти составляющие отражают модель социального взаимодействия. Существует 3 стороны общения:

  • Коммуникативная. Необходим информационный контакт. Между людьми происходит обмен сведениями. Определяются точки соприкосновения интересов. Устанавливаются договоренности, передаются знания. Выявляются цель взаимодействия и алгоритм действий.
  • Интерактивная. Сопровождается пространственно-временными изменениями. Обычно производятся какие-либо действия. Например, лектор начитывает материал, а студенты стараются записать необходимые тезисы. Пассажир передает деньги за проезд и получает взамен билет от кондуктора.
  • Перцептивная (или кратко — восприятие). Эта сторона общения важна не только для психологического комфорта собеседника, но и для эффективного взаимодействия. В идеале восприятие друг друга должно способствовать абсолютному пониманию и доверию.

Выделяемые стороны в психологии общения являются условными, поскольку тесно переплетаются.

Коммуникативная сфера

Обмен информацией в большинстве случаев происходит путем языковых средств. Речь, в том числе письменная и дактильная (у глухонемых), стала основным инструментом общения. Благодаря слову человек передает или получает определенные сведения. Лицо, которое транслирует информацию, выступает в качестве коммуникатора. Слушатель является реципиентом (получателем).

По-другому обстоит дело с невербальным компонентом коммуникации. Интонация, мимика, жесты чаще всего воспринимаются неосознанно. При этом человек успешно понимает настроение собеседника, отношение последнего к высказыванию, заинтересованность в вопросе. Невербальный язык нередко помогает определить ближайшие намерения вступившего в контакт. Хочет ли человек дальше продолжить общение, приступить к делу или прервать беседу и даже проявить агрессию.

Функция невербального компонента коммуникативной стороны осознается при невозможности непосредственного контакта. Во время телефонного разговора собеседник наряду с речевой передачей сведений воспринимает только интонацию и паузы. При переписке по интернету или на бумаге контактирующие сами достраивают полноценную картину (использование графики, смайлов далеко не всегда соответствует настроению и намерениям коммуникатора).

Интерактивная сторона

При общении возникают поведенческие изменения контактирующих людей. Существует множество вариантов развития ситуации. К основным видам взаимодействия относят:

  • кооперацию, при которой цель достигается совместными усилиями;
  • конкуренцию (один ущемляет другого на пути к реализации);
  • конфронтацию, характерную для преследования противоположных результатов;
  • корпорацию со взаимной выгодой («ты — мне, я — тебе»).

Чтобы оказать влияние, партнер нередко прибегает к одной из позитивных или негативных практик. Наиболее рациональным и конструктивным подходом является убеждение, при котором объект передает информацию с приведением достоверных фактов и доказательств.

Перцепция

Восприятие другого человека зависит от обеих сторон общения. Чем больше опыта и знаний у собеседника, тем выше вероятность правильной оценки партнера. Одновременно с этим оцениваемая личность зачастую непроизвольно меняет свое поведение из-за попадания в новую обстановку.

Большое значение для перцептивного компонента общения играет невербальный язык. Знание непроизвольных поведенческих тонкостей (мимики, жестикуляции, позы) помогает понять состояние и предположить намерения партнера. Совокупность получаемых данных позволяет сделать выводы о том, насколько эффективным получится выстроить процесс общения с конкретным человеком.

Высокий уровень доверия, общая система ценностей и интеллектуальная база позволяют создать правильную линию взаимодействия. Появление каких-то несоответствий между собеседниками способно нарушить гармоничное общение и сделать его менее эффективным.

Оцените статью