«Вы слышали, что сказано: «Люби твоего ближнего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите и молитесь за обижающих вас, и да станете детьми Отца нашего Небесного, ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?…и если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете?»
Евангелие от Матвея 43-48
Наверное, редко можно встретить человека, который никогда не задавался вопросом, почему кто-то успешней в личной жизни или успешней в карьерном росте, или успешнее в выборе своего дружеского окружения или еще в чём-нибудь, и чаще всего мы предпочитаем давать себе самые рациональные ответы, которые в основном сводятся к тому, что кому-то больше повезло — с супругом, или с деловыми партнёрами, и т д. Так ли это на самом деле? Или, может, существуют какие-то скрытые механизмы успешности или неуспешности, которые мы просто не замечаем? Давайте попробуем порассуждать на эту тему более отвлечённо и нетрадиционно, чем обычно нам предлагается.
Итак. Мы все неоднократно слышали, что не иметь своего собственного мнения относительно чего-нибудь — это плохо, таких людей называют бесхребетными, неумеющими постоять за себя, это люди, у которых отсутствует «внутренний стержень», размазня и т д. И автоматически мы начинаем считать, что чем сильнее и крепче наши убеждённости, тем сильней, крепче, жизнеспособней и защищённей наш внутренний мир, что и должно в конечном счёте привести к успешности во всех наших благих начинаниях, посредством «насильственного» донесения окружающим, своих взглядов и убеждённостей. Ведь успешность можно рассматривать как всестороннее расширение своего внутреннего мира, и если окружающие принимают наши взгляды и соглашаются, то можно сказать, что наш внутренний мир расширяется.
Если мы повнимательнее присмотримся к взаимодействиям между людьми, то заметим, что все вокруг только и занимаются презентацией своего внутреннего мира в различных формах, и у кого это получается лучше, тот и успешней. Отсюда и следует вывод, что чем крепче своё мнение, тем лучше. Так ли это на самом деле?
Да! Это так, это чистая правда, но только с одной точки зрения, вернее, с точки зрения нашего повседневного рационального ума, который является главным инструментом нашего Эго. Но только ли Эго является проводником нашей успешности или неуспешности? Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос с другой точки зрения. Мы не скажем ничего нового, а просто повторим давно известное.
Во-первых наш головной мозг сам по себе абсолютно светонепроницаем и имеет контакт с внешним миром только посредством органов чувств, биоэлектрические сигналы от органов чувств рефлекторно расшифровываются нашим головным мозгом или, как ещё говорят, декодируются, превращаясь в картинки или запахи, и воспринимаемое нами окружающее интерпретируется и принимает осмысленные формы только у нас в голове, благодаря своего рода устоявшимся «рефлексам сознания». Мы не воспринимаем окружающее за пределами диапазонов, на которые настроены наши органы чувств и не знаем, как выглядит окружающее во всей своей полноте, поэтому считается, что объективная реальность немного не так объективна, как наши мнения о ней.
Идём далее, что такое наши собственные мнения? Наверное, можно сказать что наши мнения, это тоже своего рода поддерживающие и защитные «рефлексы реагирования», позволяющие не только поддерживать стройность и непрерывность иллюзии, но и позволяющие эффективно ориентироваться на карте нашего внутреннего мира. Или проще сказать, что наши мнения — это всего лишь некие ориентиры или опорные точки, от которых мы можем оттолкнуться для выстраивания своих поведенческих маршрутов. Наши поведенческие маршруты пролегают самым замысловатым или простым путём, с учётом особенностей нашего индивидуального ментального ландшафта, сформированного на основе всего нашего жизненного опыта, который, к слову, не всегда является нашим. Но дело не в этом, а скорее в том, что мы ориентируемся и передвигаемся по своему внутреннему миру, отталкиваясь от рефлекторно-зафиксированных в нём наших, так сказать, мнений и убеждённостей.
Идём дальше, а что же такое наше отношение? Если спросить кого-нибудь — что такое отношения? — скорее всего в ответ мы услышим, что это двое или больше людей, влюбившись друг в друга, пытаются приспособиться для дальнейшего существования посредством выяснения, чей внутренний мир должен быть ведущий, а чей — ведомый. Но шутки шутками, а в действительности, если попытаться разобраться со своим отношением к Миру в целом, то, скорее всего, не только перестанут существовать какие-нибудь придуманные проблемы, но и скорее всего, может появиться возможность строить свой собственный мир в гармонии с миром окружающим, что по сути есть одно и тоже.
Создавая свой собственный мир (внутренний) мы создаём и мир внешний и, соответственно, наоборот, но чаще как раз наоборот, потому что умение создавать своё и умение пользоваться уже готовым, непонятно как создавшимся — это разные вещи. Следует отметить что то, что мы называем обычно нашим внутренним миром, совсем не является нашим в полной мере, а скорее является некой производной наших индивидуальных особенностей и огромным количеством рефлексов реагирования, созданных в нас окружающей средой. И благодаря некоторым особенностям нашей окружающей среды и некоторым доставшимся нам по наследству инстинктов, чаще всего нам приходится выполнять программы реагирования по стандартной формуле: «каждый человек ТОЧНО ЗНАЕТ, КАК ДРУГОЙ ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ, и когда он ведёт себя иначе, то точно знающий обижается».
И здесь как раз кроется корень и причина несуществующих проблем. Это, можно сказать, стартовый механизм, запускающий лавинообразный процесс придумывания несуществующих проблем. А что же наше отношение? Наше отношение формируется и фиксируется и управляется благодаря устоявшимся взглядам, уверенностям, и убеждённостям, всем тем, что мы называем своим мнением. Но наше отношение — это не только функция рационального ума, но также функция нашего подсознания, или вернее, наше отношение — это функция нашего подсознания, контролируемая и направляемая нашим повседневным сознанием. Если и есть что-то волшебное, способное выполнять наши желания вопреки всякой логике, что-то неизмеримо большее, чем мы можем себе представить, то, что способно воплотить наши мечты путями, лежащими за границами нашего понимания, то это всё только малая толика ресурсов, которыми обладает наше подсознание.
Можно попробовать представить наше «отношение» как некий магический орган, функционально напоминающий наши физические руки. Руками мы можем оттолкнуть и притянуть, взять или дать, обнять или ударить, выражать чувства и эмоции, создавать произведения искусства и вообще всё что угодно, или просто расслабить их и опустить. Наши физические руки имеют высокую степень свободы, что нельзя сказать о нашем не физическом и малопонятном отношении. Между тем, значительная часть мировой мудрости, сводится к формуле: «относитесь к миру так, как хотели бы, чтобы Мир относился к Вам», «не судите и да не судимы будете», «кто сам не любит никого, того тоже никто не любит» и т.д.
Теоретически это всё понятно и просто, а на практике нередко оказывается невозможным воспользоваться столь простыми вещами для достижения хотя бы душевного покоя по причине полной невозможности хоть какого-то манипулирования своим собственным отношением. То есть мы часто оказываемся просто не в состоянии что-либо изменить в своей жизни. Эта же неспособность связывает и наш «магический орган», благодаря которому мы способны влиять и строить, изменять и притягивать, расплавлять или кристаллизовать ситуации и многое другое, те самые рефлексы сознания, которые чаще называют собственными мнениями. Все мы когда-то были детьми и жили в чудесной и волшебной стране, пока не зарефлексировалась наша картина мира, и мы стали точно знать, как должно быть, начисто забыв про чудеса, которые творились каждый день самым естественным образом.
Между тем, механизм работы отношения более чем прост: какое имеем отношение внутри нашей головы, то и имеем в наличие снаружи. Если у кого-то есть своя любимая собака, то значит этот человек любит собак, и его любовь к собаке — это его отношение. Если у кого-то есть красивая машина, то значит человек имеет отношение к красивым машинам, если у кого-то приличное материальное благосостояние, то это результат серьёзного отношения. Если у кого-то нет собаки или машины или семейного счастья, то это тоже результат собственного отношения, которым просто не все умеют пользоваться.
Это всё понятно и не ново, многие специалисты, работающие с людьми, как раз и нацелены на то, чтобы помочь изменить отношение и через это повлиять на ситуацию в целом. Ведь изменение негативно-зафиксированного отношения на позитивно-зафиксированное — это огромное и благое дело, которое можно назвать психокоррекцией.
Но можно пойти и дальше, причем самостоятельно. Давайте попробуем представить человека, способного манипулировать своим отношением так, как ему захочется и когда захочется, независимо от внешних обстоятельств. И, возможно, результатом будет то, что внешние обстоятельства станут приспосабливаться к вашему по-новому установленному отношению в любых сферах деятельности. Хотя такое трудно представить, но это вполне возможно — влиять на внешний мир своими внутренними усилиями, просто не всегда понятно, что это за усилия и как их нужно производить.
Иногда это даже называют магией. Нет ничего мистического в искусстве управления своим отношением, посредствам которого наше волшебное подсознание имеет связь с объектом этого отношения. Согласитесь, мы стараемся не взаимодействовать с объектами, к которым не имеем никакого отношения, либо имеем, но не хотим иметь. И наоборот, стремимся прикрепить свое отношение к объектам, которые хотим иметь. Например, заходим куда-нибудь, скажем, в мебельный магазин, смотрим — ничего не нравится, и уходим, или смотрим — «ах какая широкая красивая огромная кровать, как она нравится». В первом случае отношение ни к чему не прикрепилось, а во втором случае прикрепилось к объекту «большая красивая кровать» и возможно, что этот объект в скором времени материализуется в спальне вашего коттеджа, при условии, что заблаговременно вы потрудились поиметь правильное отношение к объекту «коттедж».
Но шутки шутками, а для того, чтобы «развязать руки» своему волшебному подсознанию, достаточно перестать предавать слишком большое значение своим рефлексам, тем самым шаг за шагом освобождая и делая живым и подвижным свое отношение.
Кто-то из мудрых заметил: «Если ваша жена ушла к другому, ещё не известно, кому больше повезло». Это — хороший пример подвижного отношения. На самом деле, техника, связанная с «освобождением» своего отношения не так уж и сложна, и состоит из двух этапов, и сводится на первом этапе к попыткам «примирения себя с самим собой», что значит прекращение внутренних споров с самим собой и голосований «за» и «против», осуждений «плохо — хорошо», и приведению своего ментального ландшафта из поля битвы между «плохо-хорошо», к цветущему саду, где всё находится в гармонии, в том числе и мнения о том, что «плохо» и что «хорошо». Выполняется эта техника простым наблюдением за своей внутренней болтовнёй, и неотдаванием предпочтений ни в одну, ни в другую сторону.
Можно попробовать представить Еву, которая не соблазнилась увещеваниями Змея и не стала вкушать плод с древа познания добра и зла, и так и не познав добро и зло, для неё всё осталось так, как есть, в целом, а не «плохо» либо «хорошо». И поэтому никто не стал выгонять её из рая, который, собственно, не ближе и не дальше, чем в голове у каждого.
Суть же техники «примирения себя с собой» — это выполнение некоторого «синхронизирующего усилия» между левым и правым полушариями головного мозга, которое выполняется мозжечком, в функции которого входит удерживание равновесия физического тела. Но мало кто знает, что одной из сакральных функций нашего мозжечка является сохранение того же энергетического равновесия и баланса между левым и правым полушариями мозга, которые обычно считают сознанием и подсознанием, мостиком между которыми является мозолистое тело.
Сейчас принято считать, что поведенческая социальная норма — это глубоко нарушенное равновесие с преобладанием левого полушария нашего мозга, и энергетическим угнетением правого. А все наши мнения и рефлексы реагирования это как раз функция левого, логического полушария мозга, и поэтому наше волшебное «отношение», которое способно творить чудеса, просто глубоко спит. Про мозжечок никто и вспоминать не хочет несмотря на то, что это и есть та «великая третья сила», которую все ищут, но найти не могут, сила, способная уравновесить не только добро и зло, плохо и хорошо но и позволяет заглянуть далеко за пределы классического дуализма и всей тьмы вещей.
Словесную формулу для примирения себя с самим собой еще давно хорошо выразил некий поп Василий, который сказал: «МОРЕ СОЕДИНЯЕТ СТРАНЫ, КОТОРОЕ ОНО РАЗЪЕДИНЯЕТ». Прочитав это высказывание, мы можем отдать предпочтение одному (соединяет), либо другому (разъединяет), либо совершить синхронизирующее усилие без суждений и заметить целое. Либо — выразить свое мнение, объявив сказанное попом полной чушью. И все суждения будут правильными, но только в случае осознания целого, возможно, мимолётно, хоть на секунду достигнуть ментального покоя, это будет означать, что «синхронизирующее усилие» сработало, и, возможно, в дальнейшем вам удастся высвободить и своё отношение от гнёта мнений и всего, что с ними связано.
Жизнь — это увлекательная игра, при условии, что есть чем играть, в противном случае, жизнь может стать тираном, использующим наше отношение совсем не так, как хотелось бы нам.