Развитие психики человека

Рассмотрение психики как нелинейной системы означает, что в определенные моменты воздействия значительной силы на нее не дают эффект. И наоборот, при определенных ситуациях даже небольшое влияние на человека оказывает значительный эффект. Это характерно для критических моментов обострения противоречий (момент сильных переживаний, чрезвычайных событий, важных жизненных выборов), особенно когда психика ребенка организуется и дезорганизуется, то есть находится в очень неуравновешенном состоянии. В критический момент она достигает пункта, в котором способна к бифуркации (раздвоению), поэтому трудно предсказать, какой выбор сделает ребенок.

Психика может развиваться в разных направлениях, охватывая, например, развитие способностей или становление характера личности. Итак, в реальной картине психического и личностного развития ребенка присутствует и противоположный традиционному детерминизму момент — случайность, неустойчивость. После выбора одного из возможных путей развития вновь вступает в силу привычный детерминизм, и так продолжается до следующего момента обострения противоречий.

Психика ребенка и взрослого человека меняется много раз. Это обусловлено возрастными кризисами, критическими моментами в развитии отдельных психических функций или свойств (мышления, мотивации обучения, характера.). Кроме того, критические моменты возникают ситуативно. При таких обстоятельствах меняется отношение к другому человеку. Например, в конфликте ученика с учителем, который пошел навстречу, его отрицательное отношение к педагогу меняется на положительное.

Так же могут меняться отношение к изучению определенного предмета, оценка явления, процесса объективного мира и самого себя. Бывают ситуации, когда ученик получает подтверждение своего «Я» благодаря достигнутому успеху, случайной удачи, прочитанной книге, разговору с другим человеком, меняет самооценку и уровень притязаний. Он может быть равнодушным к убедительным наставлением одного учителя и очень переживать замечания другого.

Оцените статью