Почему на Пасху традиционно красят яйца

В торжество Светлого Воскресенья Господнего по традиции принято выпекать пасхальные куличи и разукрашивать яйца. Откуда исходит обозначенный ритуал? С какой целью на Пасху всегда разукрашивают яйца? Давайте разберемся с этим в материале ниже.

Зачем красят яйца на Пасху?

Нужно сразу отметить, что здесь имеется очень много различных теорий, но ни одна из них не была подтверждена документально. В любом случае дальше мы ознакомимся со всеми из них.

Символом чего выступают пасхальные яйца в христианстве?

В христианской религии пасхальное яичко олицетворяет собой Гроб Господень, скрывающий в себе тайну вечного существования.

Палестинцы в древние времена в качестве склепов использовали пещеры, входа в которые прикрывались с помощью камня. А если требовалось положить умершего — камень убирался и затем возвращался на место.

Согласно старинной легенде, камень, с помощью которого прикрыли гробницу Спасителя, по своей форме был очень схож с яйцом.

Всем известно, что яйцо под своей скорлупкой прячет новую жизнь. А исходя из этого, оно у христиан выступает напоминаем про Воскрешение Иисуса, спасение и вечное существование.

А красный оттенок, которым, как правило, разукрашивают яйца, олицетворяется с муками и пролитой кровью Спасителя.

Истоки ритуала декорации пасхальных яиц

Изначально про данную традицию упоминают в текстах десятого века, обнаруженных в греческом монастыре святой Анастасии. Текст повествует про то, что когда завершалось праздничное служение, священнослужитель начинал раздавать посвященные яйца, проговаривая: «Христос Воскресе!».

Как мы уже упоминали ранее, известны разнообразные версии возникновения ритуала декорации яиц на Пасху. При этом сейчас имеются ввиду только христианские традиции, хотя есть ещё и славяно-ведические традиции, которые также нельзя сбрасывать со счетов. О них мы поговорим чуть дальше в статье. А пока будем разбираться с христианством.

Согласно преданию, окрашенное яйцо начало соотноситься с торжеством Пасхи после того, как произошло чудо с участием Марии Магдалины. Она почитаема в православии как равноапостольная святая и мироносица, рассказывающая про удивительное воскрешение Христа в Риме, пока туда не попал апостол Павел.

Мария Магдалина посещала римского правителя Тиберия, читая ему религиозную проповедь. Традиции того времени предполагали подношение подарков для правителя, и Мария преподнесла ему яйцо, произнеся фразу: «Христос Воскресе!». Тиберий же со скептицизмом ответил, что аналогично тому, как это яйцо имеет белый, а не красный оттенок, мёртвым не дано воскреснуть. И в этот же момент яйцо сразу же приобрело красный оттенок.

Ознакомившись с трудами Плиния Старшего, мы находим в них упоминания про то, что у римлян было принято употребление окрашенных яиц, когда происходили игрища, различные храмовые обряды с ритуалами. А ещё у жителей Древнего Рима существовала традиция перед началом торжественного обеда съесть запечёное яйцо – это символизировало собой положительное начало чего-то нового.

По расшифровке Плутарха получается, что по этому ритуалу яйцо ассоциировалось с дневным светилом, способным оживить и возродить всё на нашей планете.

Ещё считают, что обряд разукрашивания яиц касается появления на свет римского правителя Марка Аврелия: в день его рождения одна из куриц, принадлежавшая его матери, снесла яйцо с красными отметинами. Данное знамение было истолковано в положительном контексте.

Интересный момент. Начиная с двести двадцать четвёртого года у римлян вошёл в моду ритуал поздравлять друг дружку с помощью отправки окрашенных яиц.

Также существует версия, что традиция декора пасхальных крашанок уходит своими корнями в славянский мир – в частности к дохристианскому приветствию весны.

Яйцо у большого числа народностей олицетворяло собой животворящую энергию. Всю Вселенную позиционировали, как возникшую из яйца. А древние египтяне, персы, греки и римляне были убеждены в том, что яйцо олицетворяет собой рождение и перерождение.

Особенности декора пасхальных яиц в древние времена

У россиян существовали различные методы, с помощью которых разукрашивали яйца на Пасху. В частности популярными были такие методы:

  • Декорация пасхальных яиц в один тон, без узоров. Такие яйца носили название крашенок (или галунок). В основной массе случаев, чтобы создать крашанки, пользовались только красителями натурального происхождения, основным из которых был луковая шелуха. С помощью последней реально получение насыщенного терракотового оттенка и различных версий жёлтого, причём без какой-либо химии.

Получение иных цветовых версий также реально, если использовать специальные отвары растений и трав.

  • Пасхальные яйца, роспись которых предполагала особенный орнамент, носили название писанок. Писанки было принято расписывать исключительно в сыром виде, их запрещалось употреблять в качестве еды. А когда наступал праздник Троицы – писанки следовало выдуть. Из расписного яичка делали птицу с крылышками, которые приклеивались к скорлупе.

На сегодняшний день в процессе окрашивания яиц используются специальные пищевые красители, а ещё довольно популярны особые наклейки.

Как правило, росписью яиц занимаются представительницы прекрасного пола. Удивительно, но даже жители Балканского полуострова занимались окрашиванием яиц и с радостью принимали их в качестве подарка от представителей христианской религии.

По традиции декором крашанок занимаются в конкретно выбранные дни Страстной недели. В Российской Федерации таким днём выступает Великий четверг либо Страстная пятница с субботой, носящей вследствие этого названия «Красильная» либо «Красная».

Обычай окрашивания и презентования пасхальных яиц актуален и в католицизме. А так как существует обычай хранения расписанных пасхальных яиц до следующей Пасхи, то их начали делать сперва деревянными, а впоследствии – фарфоровыми, серебряными, золотыми или изготовленными из какого-то драгоценного материала.

Что означает цвет, в который окрашено яйцо?

Цветовая гамма яиц также имеет немаловажное значение в этом случае:

  • красный оттенок – ассоциируется с вечной жизнью и кровью, которая была пролита, чтобы спасти человечество;
  • зелёный – вызывает ассоциацию с хорошим здоровьем, пробуждением всего к жизни по весне;
  • коричневый – символизирует собой плодородную почву и благополучие;
  • жёлтый – является солнечным оттенком, который соотносится с богатством, а ещё способен уберечь человека от воздействия на него нечистых сил и разных искушений;
  • апельсиновый – ассоциируется с хорошим настроением, избавлением от уныния, представляющего собой смертный грех;
  • синий – символ небесной глади и ангельской обители.

Праздник Пасхи — был украден у язычников?

Так сложилось исторически, что Пасху считают достоянием христиан, ведь в неё православные отмечают чудесное возвращение Иисуса из мёртвого царства. В процессе предпраздничной подготовки обязательно выпекают паски с куличами, окрашивают яйца, а ещё — наводят тотальную чистоту в своём жилище и следят за могилами усопших родственников.

Остаётся неясным лишь один момент: как перечисленные ритуалы относятся к воскрешению Спасителя, которого отнесли к разряду Богов? А ещё – по какой причине ежегодно число возрождение Иисуса изменяется? Предлагаю углубиться в поставленные интересные вопросы, чтобы понять, откуда же всё-таки пришёл ритуал отмечать Пасху и что это вообще за праздник.

Первоначально нужно вспомнить, как у славянских народностей принято по-другому называть Пасху? С давнейших пор у славян присутствует обычай чтить Великодень (Велик день) – народная вариация наименования Пасхи у восточных и части южных славянских народностей.

В указанное торжество люди радовались приходу весны. В те давние времена на Пасху завершалась Великая Ночь, тянувшаяся от осеннего равноденствия, и приходил Великий День, начинаемый с весеннего равноденствия. При этом очень большого значения уделяли мотивам воскрешения Солнышка, а также оживлению и цветению природы.

Это и неудивительно, ведь дохристианский земледельческий месяцеслов ориентировался именно по солнечным ритмам, а церковный календарь – за ориентир берёт луну (для несведущих – культ луны аналогичен поклонению смерти).

Когда на славянские земли пришла греческая церковь (относилась к культу Дионисия), её наименование в 8-м столетии нашей эры изменили на христианство, произошло совмещение календарей и вследствие этого появились две вариации торжеств:

  • 1-е отмечают в одни и те же даты (называются стабильными или непреходящими торжествами);
  • 2-е – ежегодно припадают на различные даты (именуются непостоянными или переходящими праздниками). Это все торжества евреев, ведь их календарь ориентирован на лунные циклы. Сюда же входит и торжество Пасхи.

Великодень на Руси подразумевал собой ещё и торжество весеннего равноденствия, когда обновлялась природа. На Пасху была принятой организация массовых гуляний, во время которых проводились пения, хороводы и игры, качели и прочие увеселительные мероприятия. То же самое делалось и на праздник Благовещенья.

У славян Великдень был торжественным событием, символизирующим собой восстановление и перерождение жизни. Перед ним по традиции шилась новая одежда для каждого из членов семейства и все в обязательном порядке посещали баню, где тщательно мылись.

А в сам день Великодня человеку следовало избавиться ото всех дурных, нечистых замыслов, начисто позабыть всё дурное, все обиды, не совершать никаких прегрешений, не вступать в интимные связи, ведь они в указанную дату полагались греховными.

При этом Пасха выступала наиболее значимым весенним торжеством согласно месяцеслову, который вели народности Востока и Запада. А народности Юга имели аналогию данному торжеству – им был Юрьев день. У лужицких сербов наименование указанного торжества исходило от слова «утро» (jutry — пасха, jutrowny — пасхальный, jutro — утро). Именно поэтому праздник и носил название Юрьева (то есть Утрова) дня.

По стародавним традициям Пасху было принято праздновать в течение трёх суток. Но пасхальный мотив можно проследить и в мифах и обрядах всей Светлой, а также предыдущей перед ней Страстной недели, когда люди начинали подготавливаться к торжеству. Тенденция распространяется даже и на последующую Фомину неделю.

В даты данного торжественного события на полях организовывались хороводы с целью оказать энергетическую помощь земле – дать ей заряд позитивной энергии, чтобы вырос хороший урожай. Кроме того, на торжество Плодородия традиционно выпекались куличи, символизирующие собой мужскую мощь (поэтому неудивительно, зачем сверху кулич мажется помазкой белого цвета). А пирог из творога символизирует собой женское, принимающее начало.

Символ мужской энергии и плодородия у славянских народностей носит название «Кол» (то есть «стержень»), а символ женской энергии именуется «Колом» (или кругом). Вследствие этого в торжество Плодородия угощениям придавали именно такую форму. А сочетание мужской и женской энергии обозначалось словом «Колокол».

Примечательно, что в Германии и Англии на Пасху (с немецкого Ostern, английского Easter) переходит наименование древнегерманского торжества посвящаемого Остаре (являлась божеством утренней зари и весны). Остара по своему описанию очень напоминает Весту и в действительности и выступает ею просто в другой народности. Веста, напомним, — это богиня, приносившая весточку про наступление весны, а также приводила с восточной стороны воскрешающее (то есть восстающее от длительного сна холодной зимой) солнышко.

Наверняка теперь вы понимаете, почему в Германии и Англии так странно называют Пасху. А если вы чуть-чуть больше озадачитесь данным вопросом, то поймёте, что в действительности здесь нет ничего удивляющего, если быть уведомлённым в том, что все европейские языки происходят именно от русского языка! Заинтересовались данной темой и хотите узнать о ней чуть более детально? Тогда советуем вам ознакомиться с изданиями А.С Шишкова «Славянорусский корнеслов» и А.Н. Драгункина «пять сенсаций». А ещё, конечно, продолжайте следить за статьями на этом сайте – в них вы найдёте ещё много чего интересного.

Пасхеть – ещё один прообраз современной Пасхи

Торжество под названием Пасхеть символизирует собой память про пятнадцатилетнее переселение наших дальних пращуров из Даарии в Рассению. На 16-е лето  нашими пращурами прославлялись все Божества и жрец Спас за то, что они помогли спастись от Великого Затопления.

Первое Великое Затопление на землях наших предков случилось тогда, когда была уничтожена одна из её лун Леля, на которой организовали свою базу тёмные силы, вышедшие из Пекельных миров, называемые Кощеями. Кощеи планировали вторгнуться на нашу Землю (в ту пору называлась Мидгард).

Но Светлое Божество Даждьбог, сын Перуна, спустившийся с Ингард-Земли не допустил этой атаки: он совершил удар по Леле за счёт которого все тёмные силы были уничтожены, но при этом произошло разрушение спутника. На Леле имелось порядка пятидесяти морей и она располагалась на очень близком расстоянии к Земле, поэтому на нашу планету упала огромная водная масса вместе с обломками разрушенного спутника. Наступило Великое Затопление.

Но нашим предкам удалось спастись от ужасной трагедии, ведь их заранее предупредил Великий Жрец (Спас), которому было известно про грядущую Небесную Битву и затопление. Благодаря этому нашим пращурам удалось заранее начать переселение на континент Евразию.

В честь удивительного спасения от Великого Затопления на шестнадцатое лето придумали отмечать торжество Пасхеть (перевод с арийских рунических письмен гласит «Путем Асы Ходяше Этим» — значит, дорога, по которой шли Божества.

Во время празднования Пасхеть проходило славление Рода Небесного за спасение от гибели. А древняя традиция стукать крашенными варёными яйцами друг о дружку в это торжество призвана напомнить нам про победу Даждьбога над Кощеями. Разбившееся яйцо при этом именуют «Яйцо Кощеев», оно должно напоминать про уничтоженную луну Лелю, а уцелевшее яйцо – ассоциируется с могуществом Великого Даждьбога.

Становится понятным, что в действительности современная Пасха является не чем иным, как очень видоизменённым вариантом праздника, истинные истоки которого с очень высокой вероятностью относятся совсем не к христианству…

В завершение темы просмотрите увлекательное видео:

Marissa

Оцените статью